ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра языковой коммуникации
и психолингвистики ОНФ

Контрольная работа
по курсу «Русский язык и культура речи»
вариант № 23

Выполнил: студент _________ курса
________ группы _______факультета
заочной формы обучения
_______________________________
«_____» _______________2014 г.
(дата сдачи контрольной работы)
Проверил:
______________________________
кафедры ЯЗКиП ОНФ
______________________ (и.о.фам.)
«____» _________________ 2014 г.
оценка: ________________

Уфа — 2014
Вариант 23.
1. Выполнение первого задания состоит в том, чтобы письменно ответить на Ваш вариант теоретического вопроса (объем работы – 4–5 листов, за работой должен следовать правильно оформленный библиографический список).
Основы мастерства ораторской речи. Этапы выступления и способы словесного оформления публичной речи.

Основы мастерства ораторской речи.
Ораторское мастерство – один из важных навыков, который помогает грамотно и красиво донести свою точку зрения широкому кругу слушателей. Тот, кто освоил основы мастерства ораторской речи, имеет все шансы стать интересной личностью и достичь успеха в любой сфере деятельности: в политике, бизнесе, средствах массовой информации и других.
Настоящий оратор должен быть эрудированным и начитанным, чтобы в любой момент уметь подобрать нужные слова и выражения для оформления своих мыслей. Он должен вызывать у слушателей добрые чувства и намерения, быть высоконравственным человеком, хорошо разбираться в общественно-политической ситуации, литературе, искусстве.
Речь оратора должна быть четкой и грамотной, понятной аудитории. Кроме того, речь каждого оратора должна быть логичной и эмоциональной.
Оратор должен обладать определенными навыками и умениями: при подготовке своих выступлений правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении своего выступления оратору следует сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени, уместно использовать технические средства и наглядные пособия.
Основная задача оратора – установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.
Оратор должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, то есть заниматься систематическим риторическим самообразованием. Ему следует создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).
Оратору необходимо также овладеть техникой речи, которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих.
Оратор должен следовать определенным правилам поведения перед аудиторией. Этические нормы ораторского искусства включают в себя: 1) вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к слушателям); тактичность (деликатность, выдержку); 2) обязательность (пунктуальность, аккуратность); 3) скромность (сдержанность, нехвастливость); 4) достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).
Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать свои выступления и выступления других ораторов.

Этапы выступления
Подготовка оратора к выступлению предполагает серьезные предварительные размышления над его композицией. Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить рему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить выступление. При этом на вступление и заключение отводится по 10% регламента.
Подготовке публичного выступления обязательно предшествует написание плана. Существует несколько видов планов выступления: предварительный; рабочий (после того как изучена необходимая литература, собран фактический материал); основной.
Важную роль в восприятии речи играет ее композиция. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом: принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей; принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления; принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.
Публичная речь обязательно должна иметь вступление – своеобразную прелюдию, цель которой состоит в том, чтобы привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении можно использовать цитату.
Не следует начинать выступление непосредственно с существа вопроса, потому что аудитории требуется несколько минут, чтобы привыкнуть, приспособиться к внешности выступающего, тембру его голоса, манере поведения.
Для основной части важно сохранить логическую последовательность и стройность в изложении материала. Известно, что при восприятии устной речи лучше всего запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения.
Заключение является важной композиционной частью выступления. В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. Убедительное и яркое заключение всегда запоминается слушателям. Недопустим обрыв речи по причине нарушения регламента. Плохо, если оратор заканчивает речь в стиле самоуничижения. Заключение должно быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Последние слова оратора призваны мобилизовать слушателей, воодушевить или призвать к активной деятельности.
Можно сказать, что композиция устного публичного выступления подобна композиции музыкального произведения, которое подчинено законам гармонии. Не случайно многие ораторы сравнивали публичную речь с музыкальным произведением.
Способы словесного оформления публичной речи.
Выделяется несколько способов словесного оформления публичной речи:
Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).
Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.
Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т.п.
План с цитатами и т.п.
Речь с листа.
Некоторые ораторы пытаются заучивать речь (это оправдано, если речь пишется для митинга), другие – выступают с опорой на текст. В этом случае важно выделить, пронумеровать, подчеркнуть наиболее значимые моменты текста.
Мечта многих ораторов – импровизация. Это вершина мастерства публичных выступлений. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными.
Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями.
Искусство словесной импровизации достигается большой практикой. Многие ораторы специально запинаются и делают ошибки, чтобы их выступление звучало более естественно и непринужденно. Тот, кто говорит очень уверенно, иногда рискует утратить расположение аудитории. Очевидно, это происходит из-за того, что каждый слушатель мысленно ставит себя на место выступающего и болезненно переживает собственную неловкость и замешательство, которые могли бы возникнуть при подобных обстоятельствах. Вот почему слишком самоуверенное и бойкое начало речи часто вызывает враждебность аудитории.
Для установления контакта с аудиторией необходимо интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. На контакт с аудиторией влияют актуальность обсуждаемого вопроса, личность оратора и его репутация.
Внешне контакт проявляется в поведении аудитории (тишина, реакция на шутки, замечания).
Существует определенная коммуникативная техника публичных выступлений. К основным приемам управления аудиторией относятся: прямое требование внимания; обращение с неожиданным вопросом; юмор, каламбур; прием сопереживания, соучастия; апелляция к речи и личности предыдущего оратора; ссылки на авторитетные источники; примеры из художественной литературы, фольклора, фразеологические выражения; удачное обращение к аудитории; голосовые приемы (понижение и повышение тона, ускорение и замедление темпа), а также выдержанная пауза. Готовясь к публичному выступлению, не следует забывать, что очень многие люди плохо воспринимают информацию на слух, вот почему одну и ту же мысль необходимо повторять несколько раз в разных формулировках, а также постараться использовать любую возможность проиллюстрировать речь: с помощью чертежей, графиков, слайдов, фильмов.
Таким образом, ораторское искусство – это мастерство построения публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Библиография
Андреев В.И. Деловая риторика. — М. — 1995.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 10-е изд. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Володина С. Н. Как работать над устным выступлением // Русский язык.-1999. — № 47.- С.3-4.
Головин П. Н. Основы культуры речи. — М. — 1988.
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Учеб. пособие. — М. – 1998.
Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. — М. – 1992.
Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. — М. — 1996.
Сопер П. Основы искусства речи. – М. — 1992.

2. Пользуясь словарем ударений, орфоэпическим словарем, расставьте ударения в следующих словах (если у слова есть варианты ударения, обязательно укажите их в скобках):
Со́гнутый, танцо́вщица, усугуби́ть (допускается усугу́бить), пломбиро́ванный, премирова́ть, предложи́ть, осуждё́нный, планё́р (допускается пла́нер), ободри́ть, облегчи́ть, неду́г, экспе́рт, ана́том, за́нятый, длинны́ и дли́нны, досу́г, жалюзи́, ко́лледж и колле́дж, начала́, о́тзыв (рецензия, мнение о чем-либо) и отзы́в (действие по глаголу «отзывать»), сре́дства.

3. Устраните речевые ошибки в приведенных ниже предложениях и запишите их правильно:
Между нами установились дружественные отношения. – Между нами установились дружеские отношения.
Вопрос пойдет о том, как реально помочь этому человеку. – Речь пойдет о том, как реально помочь этому человеку.
Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века. — Загрязнение атмосферного воздуха — актуальная проблема нашего века.
Хотя в прошлом году мы неплохо поработали, но однако у нас есть возможность трудиться лучше. — В прошлом году мы неплохо поработали, однако у нас есть возможность трудиться лучше.
Иванов на прежней работе привык играть главную скрипку, но здесь ему быстро указали его место. — Иванов на прежней работе привык играть первую скрипку, но здесь ему быстро указали его место.

4. Определите лексическое значение и стилистическую окраску приведенных ниже фразеологизмов. Составьте связный текст, который будет включать все 10 фразеологизмов.
Бить тревогу. Разг. Экспрес. Обращать всеобщее внимание на грозящую опасность, стремясь предупредить её, призывая к борьбе с ней.
Венец творения. О человеке как самом совершенном создании природы.
Бедный родственник. Прост. Пренебр. О человеке униженном, зависимом от других.
Авгиевы конюшни. Крайняя загрязненность, запущенность, в том числе и в делах.
Разрядить атмосферу. Снять напряжение в общении.
Азбучная истина. Экспрес. То, что всем хорошо известно, неоспоримо.
Черным по белому. Совершенно четко, ясно.
Хватать вершки. Получать поверхностные, неглубокие знания, несерьезно заниматься чем-либо.
Начинать с азов. Начинать с самого начала, с самых основ, с самого элементарного, простого.
От горшка два вершка. Пренебр. О молодом или низкорослом человеке.
Тонкости производства
В последнее время всем промышленным предприятиям России приходится бить тревогу из-за нехватки квалифицированных специалистов-станочников. Когда студенты учатся в училищах, техникумах и других средних и средне-специальных образовательных учреждениях, им — молодым специалистам — вбивают практику, как азбучную истину, на самом деле совершенно далекую от реальной практики на производстве.
Зачастую приходит на производство молодой специалист после учебного заведения, сам от горшка два вершка, встанет, как бедный родственник, и смотрит на токарный станок. Увидит это мастер участка, побеседует с молодым специалистом и поймет, что тот лишь нахватался вершков. Приходится мастеру разряжать атмосферу забавной историей из жизни о новичке, не соблюдавшем технику безопасности, которая черным по белому написана в учебниках. Как известно, человек – венец творения, он всему может научиться. Вот и становится мастер новым учителем для начинающего станочника, помогает ему начинать с азов и разгребать авгиевы конюшни тонкостей производства.

5.Поставьте правильно ударение и дайте определение следующим общеупотребительным в области политики и экономики словам:
Консо́рциум — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.
Ба́ртер — способ торговли товарами и услугами в виде непосредственного взаимообмена этими товарами и услугами без использования денег (натуральный обмен).
Гра́нт — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

6.Определите род имен существительных и аббревиатур, согласуя с ними определения-прилагательные, составьте словосочетания:
Попурри – ср.р. (интересное попурри),
рагу – ср.р. (вкусное рагу),
УГАТУ – м.р. (так как главное слово в аббревиатуре УГАТУ (Уфимский государственный авиационный технический университет) – университет, м.р.) (любимый УГАТУ),
шасси – ср.р. (надежное шасси),
Онтарио – ср.р. (так как это название озера) (красивое Онтарио),
сити – м.р. (так как это наименование города) (далекий сити),
табу – ср.р. (давнее табу),
СССР – м.р. (так как главное слово в аббревиатуре СССР (Союз Советских Социалистических Республик) — Союз, м.р.) (независимый СССР),
фиаско – ср.р. (сокрушительное фиаско),
харчо – ср.р. (вкусный харчо),
цинандали – ср.р. (ароматное цинандали),
Капри – ср.р. (так как это название острова) (живописный Капри).

7.Образуйте формы им.п. мн.ч. существительных:
Тенор – тенора́ и допускается те́норы, суп — супы́, шелк — шелка́, цензор — це́нзоры, инженер — инжене́ры, корпус – корпуса́ (отдельное здание; остов, оболочка чего-л.; войсковое соединение; военно-учебное заведение) и корпус – ко́рпусы (туловище человека или животного), лектор — ле́кторы, бухгалтер — бухга́лтеры, век — века́, волос — во́лосы.

8.Образуйте формы род.п. мн.ч. существительных:
Соты – сотов и сот, шампиньоны — шампиньонов, гусары – гусар и гусаров, браслеты — браслетов, манжеты — манжет, цыгане — цыган, яблони — яблонь, грузины — грузин.

9.Напишите числительные прописью:
Приложение с 379 иллюстрациями, на 165 страницах, у 548 учащихся, около 69 человек, к 389 прибавить 132.
Приложение с тремястами семьюдесятью девятью иллюстрациями, на ста шестидесяти пяти страницах, у пятисот сорока восьми учащихся, около шестидесяти девяти человек, к тремстам восьмидесяти девяти прибавить сто тридцать два.

10.Найдите и исправьте синтаксические ошибки в следующих предложениях:
Согласно многолетних наблюдений, климат становится теплее. – Согласно многолетним наблюдениям, климат становится теплее.
Пригнали с поля коров крестьян, которых срочно надо было доить. – Пригнали с поля крестьянских коров, которых срочно надо было доить.
Придя с работы, дом встретит тебя теплом и запахом пирогов. – Когда ты придешь с работы, дом встретит тебя теплом и запахом пирогов.
Этот город был и есть центром России. – Этот город был центром России и по сей день им остается.
Поднявшись на вершину горы, перед нами открылась великолепная панорама. – Когда мы поднялись на вершину горы, перед нами открылась великолепная панорама.

11.Напишите текст в соответствии со всеми требованиями стиля и жанра:
Напишите письмо-подтверждение о получении груза, отправленного Вам фирмой из другого города.

23.03.2014 год № 111 Генеральному директору
на №_____от __________ ОАО «КАСКАД»
А.Б. Власову

О получении груза.

Уважаемый Андрей Борисович!
Наша Компания подтверждает получение заказанного нашей стороной груза на склад ООО «КОНСУЛ» по адресу: г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, дом 16. 22.03.2014 года в 23:15 часов по Московскому времени. Также наша сторона подтверждает факт наличия пломбы на воротах полуприцепа гос. № 2234 АУ 52, автомашины МАN гос.№. А 332 ОО 52, водитель Иванов Петр Иванович, доверенность №1332 от 20.03.2014 года. Копия акта вскрытия прилагается. При первичном осмотре груза повреждений индивидуальной упаковки и следов механических повреждений груза обнаружено не было.

Генеральный директор Воробьев И.В.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ А