Дисциплина: логика
Ответы на вопросы

1. Определите объем понятий в следующих выражениях.
Укажите их вид:
— Черное море – единичное понятие;
— вычислительное устройство — регистрирующее понятие;
— декан – общее нерегистрирующее понятие.
2. Установите вид отношений по объему и содержанию между следующими понятиями (покажите соотношение объемов понятий на круговых диаграммах Эйлера):
— племя (В) – общность людей – (А)
9906055245А
В
А
В

165735249555А
В
А
В
— музыка (А) – классическая музыка (В)

— любовь (А) – ненависть (В)
9906012065В
А
В
А

3. Укажите (придумайте) понятия, подчиненные нижеследующим
32423108255А
В
А
В
— книга (А) – детектив (В)
— планета (А) – Марс (В)
— преступление (А) – изнасилование (В)
4. Укажите (придумайте) понятия, подчиняющие нижеследующие (покажите соотношение объемов понятий на круговых диаграммах Эйлера):
— банан (А) – фрукт (В)
2727960-129540В
А
00В
А
— А.С. Пушкин (А) – поэт (В)
— гепатит (А) – болезнь (В)

5. Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствует нижеследующим схемам (по одному примеру к каждой схеме):
41910251460А
В
А
В
а) А – кадриль, В – танец

В) А – музыка, В – джаз, С — рок

Д) А — любовь , В — секс

6. Приведите схемы, соответствующие отношениям между
нижеследующими понятиями:
— русский (А) – славянин (В) – человек (С)

— государство (А) – республика (В) – Федеративная республика (С)

— дом (А) – каменный дом (В) – недостроенный дом (С) – трехэтажный дом (D)
8953543180А
В
D
С
А
В
D
С

7. Определите суждения по качественным и количественным характеристикам. Назовите субъект, предикат и связку.
— Некоторые сообщения, публикуемые в печати, не соответствуют действительности – частное суждение
Субъект – некоторые сообщения публикуемые в печати
Предикат — не соответствуют действительности
Связка – не есть
— Эта задача не решена – единичное суждение
Субъект – эта задача
Предикат — не решена
Связка – не есть
— ТПУ не является коммерческим учебным заведением – общее суждение
Субъект – ТПУ
Предикат — не является коммерческим учебным заведением
Связка — не есть
8. Запишите на языке логики высказываний:
— Глаза боятся, а руки делают p& q
p – Глаза боятся
q – руки делают

— Платон мне друг, но истина дороже p & q
p – Платон мне друг
q – истина дороже
— русские долго запрягают, да быстро ездят p & q
p – русские долго запрягают
q – быстро ездят
9. Запишите на языке логики высказывания:
— Или ты будешь учиться, или пойдешь работать p / q
p – ты будешь учиться
q – ты пойдешь работать
— Быть или не быть – вот в чем вопрос p º/ q
p – быть – вот в чем вопрос,
q – не быть – вот в чем вопрос.
— Ночь наступает тогда, когда заканчивается день p  q
p – заканчивается день
q – ночь наступает
10. Запишите на языке логики высказываний:
— Красота спасет мир, если она добра! (Ф.М. Достоевский) p  q
p – красота добра
q – красота спасет мир
— Если число делится на 2, то оно четное p  q
p – число делится на 2
q – число четное
— Неверно, что все судьи неподкупны. p
p – все судьи неподкупны
11. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:
 А, I, O, если Е – истина; А – ложь, I – ложь, О – истина
 I, O, Е если А – истина; I – истина, О – ложь, Е – ложь
 I, O, Е если А – ложь; I – ложь, О – истина, Е – истина

12. При помощи логического квадрата образуйте суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные следующим суждениям:
— Всякое литературное произведение имеет автора (АИ)
Ни одно литературное произведение не имеет автора (ЕЛ)
Некоторые литературные произведения имеют автора (IИ)
Некоторые литературные произведения не имеют автора (0Л)
— Всякое время года прекрасно (АИ)
Ни одно время года не прекрасно (АИ)
Весна – прекрасное время года (IИ)
Некоторые времена года не прекрасны (0Л)
— Иногда студенты пропускают занятия (АИ)
Никогда ни один студент не пропускает занятия (ЕЛ)
Иногда некоторые студенты пропускают занятия (IИ)
Некоторые студенты никогда не пропускают занятия (0Л)
13. Определите вид следующих сложных суждений и укажите условия их истинности с помощью таблиц:
— Истец вправе увеличить или уменьшить размер исковых требований (p / q)
p – истина
q – ложь
(p / q) — истина
— Кто не работает, тот не ест (p q)
p – истина
q – истина
(p / q) — истина
— Он сейчас находится в Минске или в Москве (p / q)
p – истина
q – ложь
(p / q) — истина
14. Определите логическое значение Р, если:
— p & q – ложно, а q – истинно, р – ложно;
— p v q – истинно, а q – ложно, р – истинно;
— p & q – ложно, а q – истинно; р – истинно;
15. Постройте таблицы истинности для следующих суждений:
p & q
p q & p q
1 1 0 0 0
1 0 0 0 1
0 1 0 1 0
0 0 1 1 1

(p/q)
p / q 
1 1 1 0
1 1 0 0
0 1 1 0
0 0 0 1

(a & b) (b & a)
a & b  b & a
1 1 1 0 1 0 1
1 0 0 1 1 0 0
0 0 1 1 0 0 1
0 0 0 0 0 1 0

16. Сделайте вывод путем превращения:
(А) Любая истина является конкретной (Р)
(Е)Ни одна истина не является не конкретной (не — Р)
(А) Ни одна захватническая война не является справедливой (Р)
(Е) Все захватнические войны являются несправедливыми (не — Р)
(А) Некоторые материалы не проводят электрический ток (Р)
(Е) Некоторые материалы не являются проводниками электрического тока (не — Р)
17. Осуществите вывод путем противопоставления предикату следующих суждений:
(0) Ни один невиновный не должен быть наказан.
(1) Некоторые ненаказанные не виновны.
(0) Все млекопитающие – позвоночные животные
(1) Ни одно не позвоночное животное не является млекопитающим
Некоторые преступления не удается раскрыть.
Некоторые неудавшиеся раскрытия являются преступлениями.
18. Укажите структуру следующих силлогизмов, вставьте пропущенные части:
Сахар – углевод (Р-М), а все углеводы горючи (М-S), значит, сахар, как и все углеводы, горюч (P-S). — условный силлогизм, вторая фигура
Ни один древний грек не знал латыни (M-P). Аристотель – древний грек (S-M). Аристотель не знал латыни (S-P). — условный силлогизм
Все химические элементы обладают атомным весом(M-P). Гелий – химический элемент. (S-M) Гелий обладает атомным весом (S-P). — условный силлогизм
19. Определите фигуру, модус и проверьте правильность следующих силлогизмов:
Ни один деревянный предмет не проводит электричество, а эта ручка из дерева. Значит, она не проводит электрический ток. (M-P)-(S-M)-(S-P) ЕIO
Всякое умышленное преступление имеет мотив. Данная смерть является умышленным преступлением, следовательно, она имеет мотив. (M-P)-(S-M)-(S-P) AII
Всякое преступление наказуемо. Любая кража – преступление. Значит, она наказуема. (M-P)-(S-M)-(S-P) AII
20. Восстановите энтимемы и проверьте правильность:
Иванов поедет на сельхозработы, как и все студенты.
Иванов студент. Все студенты поедут на сельхозработы. Иванов поедет на сельхозработы.

Он – пианист, так как у него длинные, гибкие пальцы.
У всех пианистов длинные, гибкие пальцы. Он – пианист. У него длинные, гибкие пальцы.
Обвиняемый имеет право на защиту, а Х – обвиняемый.
Обвиняемый имеет право на защиту. Х – обвиняемый. Х имеет право на защиту.
Х имеет право на защиту, потому что он обвиняемый.

Дисциплина логика Ответы на вопросы 1 Определите объем понятий в следующих выражениях