Аналогия как вид умозаключения.

Традуктивные умозаключения – это рассуждения, в которых посылки и заключение являются суждениями одинаковой степени общности. Если дедукция – движение мысли от общего к частному (или единичному) случаю, конкретизация общего положения (закона) к отдельному или нескольким случаям, а индукция – движение мысли от единичного или частного к общему, суммирующему все эти случаи, то традукция – это движение мысли от общего к общему, от частного к частному, от единичного к единичному.
Традуктивными умозаключениями являются умозаключения отношения и умозаключения по аналогии.
Аналогия – это умозаключение о принадлежности предмету определённого признака (т.е. свойства или отношения) на основе сходства в признаках с другим предметом. То есть в рассуждении из сходства двух объектов в одних признаках делается заключение об их сходстве в других признаках.
В умозаключении по аналогии и посылки, и заключение обладают одинаковой степенью общности.
Схематически умозаключение по аналогии выглядит так:
А имеет признаки abcd.
В имеет признаки abc.
______________________________
Вероятно, что В имеет признак d.
Посредством аналогии осуществляется перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). Посылки относятся к модели, заключение – к прототипу.
Объективным основанием аналогии является отношение предметов, закономерная связь между отдельными сторонами, свойствами в сравниваемых предметах.
Выводы по аналогии регулируются таким правилом логического перехода от известного к новому знанию: если два единичных предмета сходны в неких признаках, они могут быть сходны и в других, найденных в одном из сравниваемых предметов, признаках.
Аналогии могут классифицироваться по различным основаниям.
По количеству аналогии подразделяют на аналогию предметов (традукция из единичных суждений), аналогию подмножеств (традукция из частных суждений) и аналогию классов (традукция из общих суждений).
По содержанию, или качеству, аналогии подразделяют на виды в зависимости от того, что именно сравнивается в посылках и фиксируется в заключении. По данному основанию выделяют аналогию свойств и аналогию отношений.
Если объекты сравниваются по их свойствам, т.е. если переносимым признаком является наличие или отсутствие свойства, имеет место аналогия свойств.
Аналогия свойств – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.
Примером такой аналогии может служить объяснение в истории физики механизма распространения света. Когда перед физикой встал вопрос о природе светового движения, голландский физик и математик XVII в. Гюйгенс, основываясь на сходстве света и звука в таких свойствах, как их прямолинейное распространение, отражение, преломление и интерференция, уподобил световое движение звуковому и пришел к выводу, что свет также имеет волновую природу.
Если основой сравнения выступают отношения предметов, т.е. если переносимым признаком является наличие или отсутствие отношения, имеет место аналогия отношений.
Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.
На основе аналогии отношений бионика занимается изучением объектов и процессов живой природы с целью использования полученных знаний в новейшей технике. Так, например, медузы обладают восприятием инфразвука с частотой 8-13 колебаний в секунду, с помощью чего заранее распознает приближение бури. На основе этого ученые создали электронный прибор, который предсказывает наступление шторма за 15 часов.
На аналогии отношений основан широко применяемый в науке и технике метод моделирования, когда экспериментально изученные отношения между параметрами модели – строения, транспортного средства, технологического процесса и т.п. — переносят на реальный объект – образец.
По характеру выводного знания умозаключения по аналогии делят на строгую (научную), нестрогую (ненаучную) и ложную (вульгарную) аналогии.
Нестрогая аналогия – это такое уподобление, когда зависимость между сходными и переносимыми признаками мыслится как необходимая лишь с меньшей степенью вероятности. В такой ситуации можно только в проблематичной форме сделать заключение о принадлежности переносимого признака к числу сходных.
Нестрогая аналогия даёт не достоверное, а лишь вероятное заключение.
Что касается строгой аналогии, ее характерным признаком является наличие необходимой связи общих признаков с переносимым признаком. Строгая аналогия основана на знании того, что признаки сравниваемых предметов находятся в строгой причинной зависимости. В умозаключении строгой аналогии вывод носит демонстративный характер.
Строгая аналогия близка с дедуктивным рассуждением, так как в них устанавливается условная зависимость. Разница состоит в том, что в строгой аналогии используется уподобление единичных объектов, в отличие от дедукции, где отдельный случай подводится под общее положение, таким образом, в целом умозаключение находится в рамках вывода по аналогии.
Строгая аналогия применяется, например, в математических доказательствах. Так, формулировка признаков подобия треугольников основана на строгой аналогии. «Если три угла одного треугольника равны трём углам другого треугольника, то эти треугольники подобны» (подобие – вид аналогии).
При нарушении логических правил аналогия может дать ложное заключение – это ложная аналогия. Вероятность заключения по ложной аналогии равна нулю. Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью ввести человека в заблуждение, и тогда они являются софистическим приёмом, в других случаях они делаются случайно, в результате незнания правил построения аналогий или отсутствия фактических знаний относительно сравниваемых предметов и их свойств, на основании которых осуществляется аналогия.
Итак, тот или иной вид аналогии даёт истинное заключение, определённую степень вероятности или ложное заключение. Вероятностные заключения тем ценнее, чем их вероятность ближе к истине.

Аналогия как вид умозаключения Традуктивные умозаключения – это рассуждения