Здесь представлены лишь оглавление и введение к ВКР «Особенности ознакомления детей с русской народной сказкой»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Сказка как литературный жанр
1.2. Особенности ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста
1.3. Виды сказок
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика восприятия детей дошкольного возраста русских народных волшебных сказок
2.2. Реализация педагогических условий ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста
2.3. Результаты эксперимента
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Сказки – это один из самых распространенных жанров народного творчества. Они уходят своими корнями далеко в века и принимают форму древнего доклассового фольклора. В них вкладывалась человеческая мудрость, основанная на опыте жизни многих поколений.
Сказки любят слушать не только дети. Многие взрослые ценители искусства тоже испытывают к ним особые чувства. Внимание к сказочным историям не ослабевает и в эпоху развития фильмов и интернета.
Сказки наполнены богатым идейным содержанием, играют роль дидактических познавательных инструментов, а также обладают высокой художественной выразительностью.
Сказочный мир открывается перед человеком в раннем детстве, еще до того, как он начал говорить. Дошкольники постоянно сталкиваются с этим произведением народного искусства.
Они слушают чтение сказок из книг, слышат их в детском саду и дома, смотрят основанные на сказках мультфильмы и кино.
Сказки помогают ребенку понять, что счастье человека невозможно без труда и без соблюдения нравственных законов. Сказочные истории развивают в мышлении детей светлое восприятие жизни.
Дети учатся преодолевать трудности, привыкают бороться со злом, развивают желание преобразовывать мир в лучшую сторону.
Согласно исследованиям сказки – это важнейшие средства социального и педагогического характера для развития личности детей.
Они помогают отвечать запросам дошкольников, учитывая их психологические особенности. Ребенок с радостью находит в сказочных историях добру и справедливость, с удивлением слушает о чудесах, удовлетворяет свою потребность в фантазировании.
Сказки помогают ребенку увидеть окружающий мир в преображенном состоянии.
Ребенок, понимает он это или нет, сравнивает сказку с реальной жизнью, со своей семьей и с близкими ему людьми. Это помогает ему формировать свои мыслительные способности. Человек учит сравнивать и сомневаться.
Сказка убивает равнодушие, побуждает человека быть активным участником, сопереживать персонажам и радоваться их победам.
С помощью сказок ребенок начинает любить свои родные места, приобщается к родной культуре, знакомится с обычаями родного общества.
Также закладываются основы владения им богатым русским языком. Сказки развивают детское воображение, учат детей фантазировать, прибредать художественный вкус.
С помощью сказок можно развивать детский характер, помогать им полюбить труд, воспитывать у них благородство.
Сказки всегда заканчиваются хорошо, что воспитывает у детей оптимистический взгляд на будущее. Дети приобретают уверенность в том, что могут преодолеть любую трудность.
Исследователи считают, что сказки – это одно из приоритетных средств воспитания ребенка. Об этом пишут Л.Н. Павлова и А.В. Запорожец, а также другие эксперты.
Но нужно помнить о том, что сегодня сказки активно вытесняются телевидением и компьютерными технологиями, которые часто мешают прививать нравственные и этические нормы ребенку.
Находятся люди, которые прилагают усилия в том, чтобы возрождать интерес общества к русской культуре и традициям, а также к народному творчеству. Это хорошая тенденция, которая отражает современные запросы общества.
То, что сказки прививают с детства лучшие качества и детей необходимо знакомить с русской народной волшебной сказкой и обуславливает актуальность данной работы.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующее противоречие: между возможностью в условиях детского сада знакомить детей с русской народной сказкой и недостаточной изученностью педагогических условий ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования, которая заключается в изучении педагогических условий ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста.
Актуальность и практическая значимость исследования обусловила выбор темы: «Особенности ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста будет успешнее при следующих педагогических условиях:
– театрализация русских народных сказок;
– внедрение элементов сказки во время занятий;
– организация творческих проектов по мотивам русских народных сказок;
– вовлечение родителей в проведение развлечений на сказочную тему.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность сказки как литературного жанра.
2. Определить особенности ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста.
4. Экспериментальным путем обосновать эффективность педагогических условий ознакомления с русской народной волшебной сказкой детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические исследования ознакомления детей со сказкой в работах А.В.Запорожца, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина, Т.А.Репиной и других.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы, включающие тестирование, наблюдение, опрос, психолого-педагогический эксперимент.
База исследования:
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы как в процессе подготовки будущих воспитателей ДОУ, так и педагогами-практиками в работе с дошкольниками по ознакомлению с русской народной волшебной сказкой.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.