Назвать – какой опыт зарубежных стран в организации ритуально-похоронного дела может быть использован в условиях России, в том числе в Вашем субъекте РФ, Вашем муниципальном образовании. Кратко описать его. В частности по следующим направлениям:
Государственное (муниципальное) регулирование деятельности предприятий отрасли, т.е. формы их допуска на рынок отрасли (юридических лиц)
Порядок и способы предоставления участка земли для захоронения.
Формы и способы погребения
Система договорных отношений между ответственными за место захоронения и администрацией кладбища.
Система благоустройства и содержания мест захоронения и уход за ними
Законодательством РФ определено, что ритуально-похоронное дело является самостоятельным видом деятельности. По смыслу этой нормы его следует рассматривать, как отрасль сферы услуг, имеющую свои органы управления, региональные (по субъектам РФ) производственные составляющие.
В настоящее время в России идут активные поиски форм и методов регулирования отрасли на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В этой связи исключительно важным является изучение зарубежного опыта.
Практика регулирования ритуально-0похоронной сферы в Европейских странах базируется на многовековом опыте организации ритуально-похоронного дела. Этот опыт можно условно разделить на несколько направлений.
Первое. Законодательное, нормативное регулирование на государственном уровне. Практически во всех странах приняты законы, которые определяют порядок организации и развития ритуально-похоронного дела, в том числе работу кладбищ, похоронных бюро, вопросы взаимодействия предприятий отрасли с государственными и местными органами власти. Всегда особенно акцентируется вопрос санитарно-эпидемиологического благополучия процессов, связанных с сохранением тела умершего человека до дня погребения и связанных непосредственно с погребением покойного.
В числе таких общегосударственных и региональных документов на примере Германии можно назвать: федеральные гражданский, торговый и уголовный кодексы, законы о конкуренции и гражданском состоянии; земельные законы о захоронениях, постановления о захоронении трупов, положения об общинах, законы о коммунальных сборах.
Деятельность похоронных форм Франции подчинена Общему кодексу административных территориальных образований. Все законодательные акты, положения, правила, которые связаны с похоронным делом, сведены в одну книгу «Кодекс практики похоронных организаций» объемом около 1000 страниц.
В Италии действует закон о похоронной полиции, который устанавливает и конкретизирует установленные ранее требования к органам здравоохранения и местного самоуправления в части организации похорон, в том числе разделы: порядок установления факта смерти, период наблюдения за трупом, основные положения о работе кладбищ,, погребение, кремация (с. 119-126).
Второе. Регулирование нормативно-правовыми актами местных органов власти.
Третье. Саморегулирование отрасли через действующие повсеместно ассоциации, союзы и другие добровольные формировании я предприятий отрасли.
Четвертое. Установление обязательных требований к профессиональной подготовке и квалификации работников отрасли, прежде всего к руководителям похоронных бюро, похоронных домов, кладбищ и к тем специалистам, которые непосредственно взаимодействуют с гражданами в процессе приема и исполнения заказов на погребение.
Зарубежный опыт оказания ритуальных услуг
Для постижения основ похоронного бизнеса необходимо не только изучать организацию похоронного обслуживания в нашей стране, но и прежде всего, ознакомиться с опытом организации похоронного обслуживания зарубежных стран.
Из стран бывшего социалистического содружества, заслуживает внимания опыт организации похоронного обслуживания в Чехии. Отличительной его особенностью является централизованное предоставление гражданам комплекса услуг и похоронных принадлежностей только в одном учреждении – в похоронном бюро, которое именуется “погребальная служба”, полное освобождение граждан, понесших тяжёлую утрату, от всех забот, связанных с организацией похорон, изготовлением и установкой памятника.
Именно за счёт централизации услуг чешским похоронным конторам удаётся многократно увеличивать получаемую прибыль.
Погребальная служба предоставляет гражданам более 40 видов услуг, в том числе обеспечение гостиницей и питанием людей, приехавших на похороны из других мест проживания, и обратным билетом на поезд или автобус. Швейная промышленность специально выпускает недорогую одежду для умерших. В отличие от магазинов похоронных принадлежностей в городах нашей страны, в похоронных бюро Чехии принадлежности и предметы ритуала не продаются и их образцы не выставляются. Комплект похоронных принадлежностей доставляется к месту нахождения умершего. Сохранение умерших до похорон в жилых зданиях, больницах не практикуются. Из жилых зданий и патологоанатомических отделений больниц умершие перевозятся без сопровождения родственников, спец автотранспортом погребальной службы в траурный зал или в крематорий, где они содержатся до похорон в охлаждённом помещении в гробах. Таким образом, ни одни похороны не начинаются из дома или больницы. Родственники умершего и другие участники похорон прибывают прямо в крематорий или в траурный зал на торжественно-траурный церемониал прощания.
Тот факт, что не только законодательство Чехии, но и её обычаи не позволяют сохранять тела усопших, а также организовывать проводы из дома или больницы – очень важно. Ведь именно таким образом максимально увеличивается использование специализированных похоронных объектов (моргов, залов прощания и т.д.), что приносит огромную прибыль владельцам этих объектов – похоронным организациям. В то же время в России эти объекты недостаточно задействованы.
Расположенные на кладбищах траурные залы используются независимо от последующего за церемониалом прощания способа погребения. В одних случаях после обряда процессия направляется к месту погребения на кладбище, в других – гроб отвозится в ближайший крематорий без сопровождения родственников умершего. Из крематория урна с прахом доставляется на кладбище, которое заранее определили родственники. Погребальную урну с прахом хоронят в земле или пепел развевают на специальной поляне на кладбище. Радиус кремационного обслуживания до 50 км.
Похоронный бизнес Франции можно рассматривать как наглядный пример сохранения похоронных традиций. В этой стране, умерших кремируют. Родственники умершего имеют возможность арендовать нишу в колумбарии или участок на кладбище под могилу. Нишу можно арендовать на 5, 10 или 25 лет [1]. Существует также и целевая сумма, которая платится за то, что урна будет, там находится постоянно.
Эта система аренды ниши является экономически вымеренной, так как даёт возможность дифференцированного подхода с точки зрения уровня доходов к каждому клиенту. Усопших обычно хоронят в семейные склепы, проектируемые и сооружаемые в неповторимом стиле. Семейные склепы – это одна из особенностей погребальной культуры Франции.
Захоронение в склепе – это самый дорогостоящий вид захоронения, но именно учитывая многовековые традиции. французы очень часто хоронят своих близких в семейных склепах. Похоронные фирмы в этом случае получают доход не только от непосредственного захоронения, но и от проектирования склепа, и от ухода за склепом, и ещё за целый спектр сопутствующих услуг.
Во Франции существуют дома прощания. Туда забирают тело из морга и хранят в специальном помещении, оборудованном холодильными камерами. Имеются специальные залы, где установлены гробы и звучит органная музыка. Родственники могут находиться при усопшем круглосуточно. Во Франции все фирмы и лица (похоронные операторы), которые на постоянной основе оказывают одну или несколько видов похоронных услуг обязаны иметь разрешение (лицензию) на деятельность по организации похорон. Лицензии должны иметь и их дочерние предприятия.
Во Франции все фирмы и лица (похоронные операторы), которые на постоянной основе оказывают одну или несколько видов похоронных услуг обязаны иметь разрешение (лицензию) на деятельность по организации похорон. Лицензии должны иметь и их дочерние предприятия
Знакомясь с существующими стандартами на похоронное обслуживание такой высокоразвитой страны, как Швеция, нельзя не отметить, что организация обслуживания функционирует безотказно и без сбоев. Примером может послужить крематорий, который с 1948 г. действует безотказно.
Отличительной особенностью погребальной культуры Швеции является организация работы кладбищ (в Швеции почти нет колумбарных стен и, хоронят в могилу гроб или урну). Под захоронение отводится стандартный участок без оград, отсутствие оград позволяет экономить до 20 % территории кладбища, которая отводится под прилегающие дорожки. Участок под захоронение арендуется сроком на 25 лет [2].
Идея отсутствия оградок на могилах с экономической точки зрения просто гениальна, т.к. позволяет экономить целых 20 % территории кладбища, но при использовании колумбариев прибыль можно было бы ещё более максимизировать.
Швеция является, практически идеальным примером как с помощью максимального количества услуг получают высокую прибыль. Фактически весь основной перечень услуг здесь представлен, но зато полностью отсутствует сопутствующие похоронному бизнесу услуги (заказ билетов для иногородних близких покойного, организация поминальных обедов и т.д.), а это недополученная прибыль.
Особое место в организации похоронного обслуживания Германии занимают кладбища. Первейшая, функция кладбища – служить местом для погребения умерших. Согласно Федеральному Положению о кладбищах, по всей территории Германии действуют определённые нормы площади для разных типов могильных участков. В соответствии с общественным характером кладбищ вопросы планировки, поддержания порядка, расширения площади и другие находятся в компетенции коммунальных служб. При этом допускаются небольшие отклонения от нормы, регламентируемые местными органами управления.
Разные типы участков рассчитаны на различный уровень доходов клиентов, а любое изменение в планировке могильного участка сопровождается взиманием дополнительной платы в местный бюджет. Право (лицензия) на использование знака предприятие получает не сразу. А после вступления в союз, и лишь после того когда оно докажет, что предприятие может и выполняет все лицензионные условия, в том числе:
честное и порядочное поведение, предоставление равных возможностей всем клиентам:
избегание ложных или вводящих в заблуждение сведений, открытая ценовая политика;
оформление счетов в соответствии с установленными требованиями;
честное ведение бизнеса;
постоянное повышение квалификации работников предприятия.
При выдаче лицензии учитываются:
наличие и состояние материальной базы предприятия;
характер рекламных мероприятий;
личные качества руководителя и профессиональные навыки работников предприятия.
В Германии основное действующее лицо в отрасли – похоронный директор, который обеспечивает организацию, и проведение всего комплекса мер по погребению, предоставление клиентам необходимых изделий и услуг, связанных с похоронами. Специфика его профессии отражена в немецком промышленном стандарте «Похоронные услуги». Этот документ описывает требования к услугам, которые предоставляются похоронным директором.
Развитие ритуального бизнеса невозможно без тесного взаимодействия ритуальных служб разных стран. Одновременно это является своего рода входным барьером в ритуальный бизнес для случайных и нечистоплотных как в этическом, так и в финансовом плане людей.
Рассматривая зарубежный опыт организации похоронного бизнеса, нельзя не обратить внимания на организацию подготовки кадров. В странах, входящих в международную похоронную организацию, образование поставлено на индустриальные рельсы. Высокие требования профессионализма работников любого звена строго соблюдаются и контролируются.
Безусловно, российскому похоронному бизнесу необходимо интегрироваться в международный похоронный рынок. Основное что может предложить международный похоронный бизнес России – это новейшие технологии и разработки в похоронном деле, а также иностранные инвестиции в похоронный бизнес России. При достижении данных задач Россия, безусловно реализует все свои экономические проекты в похоронном бизнесе, как на уровне государства, так и на уровне субъектов рынка.
Оформление мест захоронения
Европейские кладбища, особенно в части новых захоронений, выполнены достаточно строго и рационально. Вход, как правило, выполнен в серьезном архитектурном оформлении с арками, колоннами, портиками и т.д. Перед входом размещены современные цветочные магазины с очень большим выбором цветочной продукции (до 40-50 наименований) как срезов, так и рассады.
На кладбищах обычно имеется своя рассада цветов, которая предлагается посетителям кладбищ для цветочного оформления мест захоронения силами работников кладбищ.
В администрации кладбища всегда можно получить информацию о свободных местах для захоронения гроба или урны с прахом или контейнера с останками. Указывается и стоимость аренды могилы, или ниши в колумбарных, склеповых стенах.
На многих кладбищах Италии имеются ограничения по размерам надгробных сооружений. С учетом того, что земельные участки предоставляются в аренду, такие ограничения воспринимаются жителями с пониманием. Памятник обычно 1-1,5 м в высоту, 0,6 м в ширину и не более 1,6 метра в длину надгробной длины. Установка ограждений вокруг могилы или высадки деревьев около могилы на кладбищах, как правило, не допускается.
Места захоронений на кладбищах выглядят элегантно, рационально. Это, прежде всего – хорошо ухоженный травяной покров, на котором строго в линию аккуратными рядами расположены небольшие памятники, надгробные плиты или цветники, примыкающие к памятнику. В некоторых надгробных плитах имеются специальные вырезы (до 30% площади плиты) в которых размещаются цветы. На надгробных плитах и памятниках размещаются вазы со цветами, лампадки, изображения Христа, религиозных символов, фотографий покойных.
Все дорожки на кладбищах, как правило, выложены брусчаткой, или посыпаны крупным песком (или мелкой щебенкой), крайне редко асфальтированы. Все это позволяет ходить по ним при любой погоде. Часть дорожек располагается под крышей.
Колумбарные стены и стены со склеповыми захоронениями выполнены с учетом современных архитектурных требований как единые композиции для каждой части соответствующего кладбища. Обычно это многоэтажные, имеющие единую крышу, сооружения – 2-3 этажа ниже уровня земли (но не в земле) и 2-3 этажа выше уровня земли. На каждом этаже располагаются по 4-5 рядов ниш с захороненными в них гробами или по 6-8 рядов ниш колумбария с захороненными урнами с прахом.
Каждый ряд ниш колумбарной стены или склепа имеет горизонтальную поверхность шириной 20-25 см вдоль всего ряда ниш. На таких поверхностях размещаются вазы с цветами и лампадки, обычно зажженные. Мраморные плиты, закрывающие ниши в колумбарных стенах и ниши склепов также оформляются с большим вкусом и тактом. На этих плитах размещаются фотографии покойных, изображения Христа, крестиков, пальмовых ветвей. Здесь же размещаются специально прикрепленные к плитам небольшие вазы с цветами. Все это делает колумбарные и склеповые стены как единые цветочные и архитектурные композиции.
Направления решения проблем дефицита земли для организации кладбищ
Проблема дефицита земли ощущается повсеместно, во всех странах. Эта проблема решается с учетом национальных и религиозных традиций данной страны, с учетом реальных возможностей страны и почвенно-климатических условий местности.
Особенно остро ощущается дефицит земли в Европейских странах. И здесь наиболее широкий спектр вариантов разрешения этой проблемы, прежде всего путем организации временных мест захоронения на арендованных участках земли или в нишах. При этом имеется ввиду, что значительное число мест захоронений (до 40%) через 15-20 лет оказываются бесхозными в силу различных причин.
Стандарт качества муниципальной услуги
«Организация содержания мест захоронения»
Общие положения
1.1. Стандарт качества муниципальной услуги «Организация содержания мест захоронения» (далее – Стандарт) разработан во исполнение решения муниципалитета города Ярославля от 05.12.2008 № 25, «О Программе реформирования муниципальных финансов города Ярославля на 2008–2010 годы» и в соответствии с постановлением мэра от 30.06.2009 № 2080, «Об утверждении Положения о стандартах качества муниципальных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам на территории города Ярославля».
1.2. Стандарт распространяется на муниципальную услугу «Организация содержания мест захоронения» (далее – Услуга), предоставляемую физическим и юридическим лицам на территории города Ярославля, оказываемую в сфере организации содержания мест захоронений, включенную в Реестр муниципальных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам на территории города Ярославля, утвержденный постановлением мэра города Ярославля от 30.06.2009 № 2070.
1.3. Предмет (содержание) Услуги:
– содержание в надлежащем порядке могил и памятников выдающихся государственных деятелей, братских и отдельных могил воинов и других могил, имеющих культурно- историческое значение;
– расчистка и содержание дорог и проездов;
– уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбища;
– систематическая уборка всей территории кладбища и своевременный сбор, вывоз и утилизация мусора.
1.4. Услуга является бесплатной для потребителей.
Правовые основы оказания Услуги
Правовыми основами оказания Услуги являются:
– Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;
– Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.04.2003;
– Устав города Ярославля;
– постановление мэра города Ярославля от 18.10.2001 № 3112 «Об утверждении «Положения о порядке деятельности общественных кладбищ в г. Ярославле».
Формы и способы погребения
Формы и способы погребения умерших определяются, прежде всего, почвенно-климатическими условиями в которых проживают люди, географическим положением мест поселения, религиозными и национальными традициями, другими факторами. Рассмотрим некоторые из этих форм.
1. Погребение в воду осуществляется моряками в период их плавания в открытом море. Другого варианта погребения, т.е. изолирования тела умершего от среды обитания остальных людей (в данном случае на корабле) просто нет. А сохранение тела умершего на корабле длительное время невозможно, более того опасно для здоровья и жизни остальных людей. При таком погребении все прекрасно понимают, что тело передается на съедение морских обитателей.
2. Погребение путем предания тела умершего огню – кремация широко используется в Индии. Это вполне объяснимо – здесь просто нет земли для создания кладбищ. Тело умершего в условиях жаркого влажного климата сохранить проблематично. После кремации прах развеивается по земле, по воде или по зеленым насаждением.
Кремация широко применялась и у древних народах, в частности у кочевников. Писатель В. Ян описывает процедуру кремации воинов Чингис-хана, погибших после очередного сражения. Это также объяснимо – войска пошли дальше и полководец не хочет оставлять на завоеванной территории места захоронения погибших воинов.
3. Погребение в землю. Широко применялось и применяется на большей части территории Российской Федерации в других странах. Кладбища (погосты), как правило, располагались за пределами поселений на высоких песчаных участках земли. Условия для этого имелись повсеместно. Подходящие земельные участки всегда можно подобрать для этих целей во многих странах мира имеющих обширные земельные угодия.
4. Погребение в пещерах. Применяется в горных, пустынных местностях с давних времен. Классический пример – погребение завернутого в саван (плащаницу), тела Иисуса Христа в пещере, вход в которую был завален большим камнем. Это был обычный способ захоронения умерших в тот период на территории Палестины. Подобные захоронения тех времен находят и сейчас в центральных горных районах современной Турции, других странах.
5. Погребение в склепы. Разновидность захоронения в пещеру применяется с незапамятных времен в ряде стран Европы, Азии и Африки. Классический пример склепового захоронения – египетские пирамиды. Другой пример – Мавзолей Ленина. Такой способ погребения предполагает захоронение тела умершего (как правило, в гробу) не в землю (в могилу) а размещения его в специально созданное для этих целей сооружение с помещениями, в которых непосредственно осуществляется погребение покойного.
Обычно такое помещение находится ниже уровня земли и может располагаться в отдельно стоящем здании (пирамида, Мавзолей, часовня) или в культовом здании (например успенские соборы в России). В Европе в подвальной части замков нередко располагались усыпальницы их владельцев, в которых размещались останки многих поколений владельцев замков. Отсюда предания о Графе Дракула, который выходит из гроба, расположенного в подвале замка.
2.Что необходимо сделать для использования указанного Вами зарубежного опыта на уровне РФ, на уровне Вашего субъекта РФ
Ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население страны. Ежегодно в стране умирает более 2 млн. человек, в их похоронах участвует около 25-30 млн. Россиян. Каждый взрослый гражданин в течение года неоднократно посещает кладбища почтить память умерших родных и близких людей. В 2001 г. принято постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость». В ряде субъектов Федерации приняты свои законы и постановления о похоронном деле. В 2002-2005 годах изданы: Рекомендации Госстроя России о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации; сборники-справочники нормативно-правовых актов по ритуальному обслуживанию (3 издания); сборники научных трудов по вопросам организации похоронного дела. Издаются специализированные журналы «Реквием» и «Похоронный дом».
В стране проводится целенаправленная работа по улучшению организации похоронного дела. Появляются новые виды и формы похоронного обслуживания, повышается его качество. Органы местного самоуправления во многих регионах плохо решают вопросы содержания и благоустройства городских и сельских кладбищ, в том числе воинских захоронений. Под кладбища зачастую выделяют непригодные для этих целей болотистые, низменные участки земли. Непомерно возрастает стоимость земли, предлагаемой под кладбища. В похоронном обслуживании нередко встречаются фирмы-однодневки, случайные и неподготовленные люди. Имеют место факты незаконных захоронений. Население недостаточно информировано о своих правах и обязанностях в области погребения, о действующих нормативно-правовых документах в этой сфере. Требуется внести изменение в статью 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части уточнения волеизъявления лиц по достойному отношению к телу после их смерти и согласия на изъятие (трансплантацию) органов.
В связи с этим участники парламентских слушаний определили следующие ключевые проблемы:
федеральная законодательная база похоронного дела нуждается в существенной доработке, а региональная – развита неудовлетворительно;
фиксированный размер стоимости услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню на безвозмездной основе (1000 руб.), нарушает право граждан на достойное погребение, и, в значительной мере, не покрывает реальных затрат специализированных служб по вопросам похоронного дела, что приводит к ухудшению их финансового состояния;
отмена лицензирования деятельности по оказанию услуг по погребению и отсутствие системы стандартов в отрасли приводит к свертыванию государственного и муниципального регулирования этой деятельности, снижению уровня защищенности граждан от недобросовестных предпринимателей;
отсутствуют правоустанавливающие документы по созданию и эксплуатации кладбищ, выделению для них земельных участков, а для граждан не определен порядок пользования местами захоронений;
слабо развита информационная и научная базы похоронного дела, отсутствует единая система учета захоронений в муниципальных образованиях, на региональном и федеральном уровнях, что значительно затрудняет поиск мест захоронений граждан;
не определены квалифицированные требования к работникам похоронной службы, отсутствует единая система аттестации, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров;
нет четкого механизма взаимодействия между участниками сферы похоронных услуг – федеральными, региональными и местными органами власти, государственными (муниципальными) и частными похоронными службами, органами ЗАГС, медицинскими учреждениями, органами социальной защиты;
в неудовлетворительном состоянии находятся многие муниципальные, особенно сельские кладбища, средства на их содержание, благоустройство и охрану не выделяются, по фактам вандализма и надругательства на кладбищах не применяются реальные меры административной и уголовной ответственности;
отсутствует статистическая отчетность о количестве кладбищ (крематориев) и занимаемой ими площади.
Нормативно-правовая база, регулирующая похоронное дело в Российской Федерации, в настоящее время нуждается в дополнительной переработке и совершенствовании. Положения действующих законов содержат целый ряд неопределенностей, а зачастую и пробелов. Проблемы нормативно-правового регулирования отношений, связанных с погребением и похоронным делом, существуют как на уровне федерального законодательства, так и на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.
Первая группа проблем относится к правовой регламентации организации похоронного дела как отрасли хозяйственной деятельности отдельных субъектов Российской Федерации. Действующий Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» полностью не решает указанную группу проблем, фактически относит организацию похоронного дела к ведению органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Для Москвы и Санкт-Петербурга с 1 января 2005 г. полномочия органов местного самоуправления в области похоронного дела и погребения могут быть изъяты из их ведения «в пользу» органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга. Подобные изъятия должны быть оформлены соответствующими законами указанных субъектов Российской Федерации.
К указанной группе относятся проблемы: неопределенности правового статуса специализированных служб по вопросам похоронного дела, участия организаций и предприятий с негосударственным капиталом на рынке ритуальных услуг и на рынке непосредственно услуг по погребению умерших (погибших) граждан. С отменой лицензирования оказания ритуальных услуг остается нерешенным вопрос о степени монополии государственных предприятий и учреждений в области оказания услуг по погребению, о разграничении ритуальных услуг на те, которые вправе оказывать только специализированные службы по вопросам похоронного дела, и на те, которые вправе оказывать практически любой «хозяйствующий субъект». Указанные проблемы не всегда могут быть эффективно решены на уровне законодательства Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий.
Вторая группа проблем относится к законодательству субъектов Российской Федерации и может быть, в определенной степени, решена принятием законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации в рамках существующего федерального законодательства. Речь идет, в первую очередь, о неурегулированности правоотношений в области организации похоронного дела, отсутствии стабильного регионального законодательства, предсказуемости и определенности в складывающихся правоотношениях с участием органов власти, организаций различных форм собственности и граждан.
Законодательство субъектов федерации (понимаемое в широком смысле, включая в себя законы и подзаконные нормативно-правовые акты) в области похоронного дела и погребения граждан не образует согласованную систему норм различной юридической силы, а остаётся разрозненным и немногочисленным. Многие вопросы оказываются неурегулированными.
По мере преодоления экономического кризиса развитие сферы ритуальных услуг должно проводиться с учетом конкретных особенностей территорий.
В этих условиях муниципальные образования должны создавать программы развития как административно-территориальных образований в целом, так и отдельных сегментов (сфер) экономической и социальной деятельности на территории административной единицы, что является важнейшим средством государственного воздействия на экономику, эффективным способом решения приоритетных социально-экономических, научно-технических, инновационных и экологических задач, проблем развития отраслей, народнохозяйственных комплексов, отдельных территорий.
Поскольку Россия – страна многонациональная, в ней проживают люди самых разных вероисповеданий. Следовательно, знание особенностей погребальных обычаев, различных народов и религий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма) должно быть обязательным элементом обучения и деятельности работников ритуальной службы.
Анализ состояния дел в данной области позволяет делать вывод о том, что на территории муниципальных образований назрела потребность в организации деятельности, которая позволит предприятиям ритуальных услуг осуществлять на качественно новом уровне обслуживание заказчика по международным стандартам социального сервиса.
Однако развитие сферы ритуальных услуг на территории муниципального образования нуждается в исследовании и до сих пор не получило необходимого развития и исследования. Объясняется это в первую очередь отсутствием методологической базы организации и развития сферы ритуальных услуг в регионах. Некоторые шаги в этом направлении начали предпринимать Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Ассоциация работников похоронных организаций России, заключивших соглашение о взаимном сотрудничестве по улучшению ритуального обслуживания в Российской Федерации. Между тем материалы, которые могут быть разработаны этими организациями, могут содержать лишь общие указания по организации ритуального обслуживания населения, поскольку учесть специфику его организации в каждом конкретном регионе в таких документах невозможно. А при разработке мероприятий по развитию сферы ритуальных услуг на территории муниципального образования определяющим моментом является ориентация на индивидуальные особенности организации такого вида деятельности в конкретном регионе.
Организация похоронного дела и рынок ритуальных услуг представляют повышенную социальную значимость для России. Поэтому приобщение к цивилизованному похоронному сервису, сохранение ритуальных традиций имеет важное значение в самых разных аспектах социально-экономической и духовной жизни страны, а культура похорон – является неотъемлемой частью общей культуры, которую необходимо возрождать. В развитых странах Европы ритуальная область хозяйства давно превратилась в индустрию с поразительным разнообразием сервисных услуг. В нашей стране многовековые традиции ритуальной культуры во многом утрачены. Правда в глубинке еще сохранился обычай собирать деньги в складчину и соучаствовать в обряде прощания с телом покойного. В крупных городах проблемы, связанные с организацией захоронения, решаются, как правило, родственниками умершего и проходят как опустошительный ураган. Монополизация рынка похоронных услуг, высокие цены, невиданная ранее сложность отвода земельных участков под кладбища и крематории, нарушение санитарно-гигиенических норм, невнимание к этическим аспектам процедуры захоронения стали обычным явлением в нашей повседневной жизни.
В рамках программы целесообразно рассмотреть вопросы развития законодательства ритуально-похоронной сферы РФ. В состав этого раздела можно включить:
1. Анализ состояния нормативно-правового обеспечения похоронного дела и предложения по его развитию.
2. Обоснование и разработка новой редакции закона РФ «О погребении и похоронном деле».
3. Формирование системы нормативно-право-вых актов отрасли на федеральном уровне:
– правила оказания услуг кладбищ;
– порядок создания новых, реконструкции и расширения действующих кладбищ, включая порядок землеотвода и передачи земельных участков под кладбища;
– порядок создания крематориев;
– порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Перечислить и кратко раскрыть существо основных проблем в зарубежных странах при организации ритуально-похоронного дела по указанным Вами вопросам
Основные проблемы развития сферы ритуально-похоронного обслуживания:
1. Несоответствие действующей законодательной и нормативной базы требованиям рыночной экономики, практике организации ритуально-похоронного сервиса. Это в настоящее время существенно тормозит развитие отрасли.
Принципиально иными стали земельные отношения. Другими стали государственные и муниципальные предприятия, в ведении которых находятся кладбища. Они все более предметно переходят на принципы рыночной экономики, предлагают гражданам разнообразные ритуально-похоронные услуги, в том числе по установке памятников, цветочному оформлению мест захоронений, предоставлению сервисных участков и т.д.
Законодательно не отрегулированы вопросы участия подобных организаций во владении, управлении и развитии ключевых объектов ритуально-похоронной сферы: кладбищ и крематориев.
Именно по этой причине кремационное дело в России в настоящее время практически не развивается – у субъектов Федерации нет средств на строительство крематориев, федеральный бюджет на эти цели денег не дает. В то же время средства и желание на создание крематориев имеются у частных структур. Однако они не могут заняться подобным бизнесом – не позволяет Закон, который однозначно определяет, что крематории могут находиться в ведении органов государственного или муниципального управления.
2. Отсутствие должного внимания проблемам ритуально-похоронной сферы со стороны органов государственного управления и местного самоуправления приводит к тому, что во многих регионах до настоящего времени не созданы специализированные службы, нет попечительских советов по вопросам похоронного дела. Не все регионы приняли свои региональные законы «О погребении и похоронном деле». Их отсутствие исключает возможность систематизированной, комплексной целенаправленной работы по развитию и обеспечению нормального функционирования предприятий отрасли.
Все более обостряется проблема нехватки земли под кладбища. Она особенно ощущается при создании новых кладбищ для крупных городов. Каждый участок земли в настоящее время имеет своего хозяина и имеет цену. Чем ближе к городу и транспортным артериям, тем дороже земля. Однако кладбища, как известно, должны создаваться в пределах разумных расстояний от города и при наличии удобного подъезда к ним.
Тот или иной город вынужден платить собственнику за землю, которая предназначается для создания кладбища по 9 и более миллионов рублей за 1 га. Это так называемая «компенсация» упущенной выгоды при отчуждении земли под кладбище и вывода ее из лесного фонда или из сельхоз оборота.
Если учесть, что кроме указанной «компенсации» потребуются другие расходы:
– стоимость 1 га земли при ее оборудовании под кладбище составляет 3-5 млн. руб.;
– дополнительные затраты на 1 га земли, связанные с обустройством нового кладбища (строительство дорог, развязок, экологических комплексов) составляет еще 5-6 млн. руб.
То общая стоимость нового кладбища площадью 40 га (размер кладбища, определенный Федеральным законом) может составить 500-800 млн. руб.
Далеко не каждый город сможет изыскать такие средства, хотя новые кладбища все равно требуются. Поэтому органы власти иногда идут по пути создания таких объектов на участках земли, не очень пригодных для кладбищ, в достаточно удаленных (до 40-60 км) от города местах и с не слишком хорошим подъездом. Экономить приходится на всем. Качество ритуально-похоронного сервиса при этом обеспечить крайне сложно.
Список использованных источников:
1. Станько А., Гончаров В.Б., Лимонад М.Ю. Теоретические основы похоронного дела – М.: //Православный похоронный центр; Похоронный дом фирмы “ТБ и К”; Комиссия по использованию производительных сил и природных ресурсов (КЕПС) российской академии наук, 1995. – 226с.
2. Сулоев А.В., Платонова Н.А. История и культура обряда погребения – М.: // Управление ритуальных организаций и служб; Московский государственный университет сервиса, 1999. – 100с.