Коммуникативная позиция говорящего.
Прочитайте текст.
– Разрешите пройти! – решительно сказал мужчина вахтёрше, загородившей ему путь.
– А вы к кому?
– Какое ваше дело! Пропустите немедленно! – заорал высокий широкоплечий мужчина на старушку. – Я по срочному делу!
– Иди, иди любезный, – засуетилась старушка. – Раз по срочному, то иди.
Чья коммуникативная позиция сильнее изначально? У мужчины позиция сильнее.
Почему? Он был решителен, говорил громко.
Какие приёмы усиления своей позиции использовал мужчина? Использовал громкий голос.
Было ли его речевое воздействие эффективным? Воздействовал принуждением. Эффективно.
Результативным? Результативно, вахтерша его быстро пропустила.
У кого (при прочих равных условиях) коммуникативная позиция будет сильнее и почему?
Оратор на трибуне – слушатели внизу; сидящий и стоящий; говорящий громко – говорящий тихо; хорошо одетый – плохо одетый; тот, кто выше – тот, кто ниже; тот, кто одет в тёмное – тот, кто одет в светлое; тот, кто приближается к собеседнику – тот, кто удаляется от собеседника; тот, кто сильно пожимает руку – тот, кто слабо пожимает руку.
Коммуникативная позиция будет сильнее у того, кто стоит, громче говорит, энергично движется, смотрит в глаза собеседнику, тот, кто выше, кто сильнее пожимает руку, кто одет в темное, кто приближается к собеседнику. Усиливают коммуникативную позицию следующие приемы: повтор обращения; повышенная эмоциональность речи; приближение к собеседнику; физический контакт с собеседником; открытые жесты, обращенные к слушателю; повышение громкости голоса; демонстрация доброжелательности жестами и мимикой; привлекательность внешнего вида.
Какие способы речевого воздействия, приёмы усиления, защиты своей коммуникативной позиции, ослабления коммуникативной позиции собеседника используются в следующих примерах:
1) Ну бабушка, ну миленькая, ну бабулечка, ну купи мне шарик, ну миленькая, ну пожалуйста… Усиление коммуникативной позиции посредством доброжелательности. Эмоциональное воздействие.
2) «Всем сидеть!» заорал верзила в камуфляжной форме, врываясь в помещение. Усиление коммуникативной позиции посредством повышения голоса. Принуждение.
3) «Как приятно вас видеть! – начал он разговор. – Для меня всегда такое удовольствие с вами общаться!» Усиление коммуникативной позиции посредством доброжелательности. Отношение. Будьте искренне заинтересованы во взаимодействии. Ваше отношение обеспечит хорошее общение, если вы проявите искренний интерес и уважение к партнеру
4) Когда он вошёл в офис, то сразу увидел молоденькую, модно, но скромно одетую девушку с приветливым выражением лица. Она сразу встала, взглянула ему прямо в глаза, улыбнулась и сказала: «Это вы звонили нам по поводу заказа? Рада вас видеть! Мы вас ждём! Садитесь пожалуйста!» Усиление коммуникативной позиции посредством доброжелательности, а также привлекательности внешнего вида, и позиции «стоя». Отношение. Будьте искренне заинтересованы во взаимодействии. Ваше отношение обеспечит хорошее общение, если вы проявите искренний интерес и уважение к партнеру
5) Молотов начал доклад. Все члены Политбюро сидели за длинным столом. Сталин встал, раскурил трубку и начал по обыкновению медленно ходит по залу заседаний так, что головы всех членов Политбюро постоянно поворачивались за ним, как голова докладчика. Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно, посадив его в низкое кресло или расположив его так, чтобы у него за спиной было движение. Коммуникативная позиция будет сильнее у того, кто стоит. Воздействие посредством движения и приближения.
6) Директор выслушивал объяснения учительницы распрямившись, скрестив руки на груди и откинув голову назад. Защита коммуникативной позиции посредством скрещивания рук и отклонением назад при разговоре.
7) Вошёл первый экзаменующийся. Волнуясь, он взял билет и сел перед экзаменаторами. На столе стояли несколько ваз с цветами, и он постарался сесть так, чтобы цветы загораживали экзаменаторов.
Вы что, не хотите нас видеть? – спросил председатель экзаменационной комиссии.
Я…нет, почему… Студент защищает свою коммуникативную позицию увеличивая дистанцию между собой и экзаменаторами; разместившись за препятствием.
8) – Ну, так вы согласны? Да или нет? – настаивал инженер.
Старик молчал. Потом он распрямился в своём кресле и откинулся назад, глядя в окно. Молчание затягивалось. Защитить свою коммуникативную позицию можно: увеличивая дистанцию между собой и собеседником и склоняясь назад при разговоре
Тема 5. Вербальное и невербальное общение.
Используйте близкие по значению слова и обороты для обозначения следующих идей:
Необходимо защищать природу. Необходимость защищать природу неопровержима. Природа нуждается в защите. Без защиты природа погибнет.
Нам необходимо провести выборы. Выборы нам необходимы. В выборах наше будущее. Все мы нуждаемся в выборах. Выборы – это наше право.
Давайте проведём субботник. Нам надо провести субботник. Субботник необходим.
Пример: Нам нужна демократия. Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Все мы нуждаемся в демократии. Демократия – это, то в чём нуждается наше общество.
Какие из приведённых ниже формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника?
Я не могу… Мне бы хотелось, но не могу…
Нет… На это я пойти не могу…
Нет, не могу… Я бы с удовольствием, но не могу
К сожалению я не могу… Ни в коем случае…
Дверь распахнулась, вошёл Пётр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его чёрные глаза, словно горевшие безумием. (Л.Н.Толстой «День Петра»)
Перечислите жесты Петра. О чём свидетельствует каждый из жестов?
Все жесты петра свидетельствуют о его раздражении, нетерпении.
Тема 6. Понятие спора. Ведение спора.
Какие нарушения этикета спора и правил эффективного спора допущены в следующих высказываниях:
Я никогда не соглашусь с вами…; необходимо проявлять гибкость
Да вы с ума сошли, если такое говорите…; не использовать оскорбления
Вы просто сами не понимаете, что вы говорите…; не унижать оппонента и проявлять гибкость, не использовать аргумент к невежеству
Давайте ближе к делу…;
Здесь вы явно ошибаетесь…; не использовать аргумент к невежеству
Что за чушь…; не использовать аргумент к невежеству
Ну что вы в этом понимаете…; не использовать аргумент к невежеству
А вы сами с этим мнением согласны? не использовать психологического давления
Как исправить эти ошибки? не использовать психологического давления
Студент в период сессии готовится к экзаменам. Ему нужно сидеть поздно ночью, и он решает заварить себе чай покрепче, чтобы не заснуть подскакивает отец.
– Дай-ка я заварю тебе получше, я знаю как!
– Да я сам!
– Пусти-пусти. Ты не умеешь, я сделаю, – и он всыпал в чайник чуть больше одной столовой ложки чая.
– Ты мало насыпал, слабый будет, бледный…
– Сам ты бледный…
– Мне нужен крепкий, – говорю я, досыпая заварку.
– Зря ты это! Я тебе хотел показать…Стой! Теперь вот так! – И он, с молниеносной быстротой капнув в маленький чайничек кипятку, ставит его на большой. – Пусть подогреется.
– Ты мало кипятку налил! Крышка открыта, аромат выдохнется. Надо накрыть полотенцем, вот так!
– Что ты делаешь? Кто так делает?
– Похлёбкин в «Неделе» рекомендует.
– Какой ещё Похлёбкин…Ну вот что, заваривай сам, как хочешь, свою похлёбку…Я хотел сделать тебе как лучше…
Обиделся и ушёл в другую комнату (По В.Леви)
Проанализируйте отрывок и ответьте на вопрос: спор между отцом и сыном – это спор «куда идти» или «по какой стороне улицы идти»?
Из чего это видно? Это видно из того, что спор ведетсяне о том, что пить или как быть бодрым, а о том как заварить чай.
Какова была цель отца? Цель отца помочь сыну заварить чай, научить его делать это в соответствии со своей традицией и умением, передать опыт.
Дал ли сын осуществить отцу его цель?
Нет, не дал.
Правильно ли это?
Нет, это не правильно.
Какие нарушения правил этикета спора и правил эффективного спора допустили участники?
Не следует спорить без особой необходимости
В ходе спора необходимо проявлять гибкость
Не следует перебивать собеседника
Необходимо уметь выслушать точку зрения собеседника
Не надо бояться признавать ошибки
Тема 7. Особенности русского общения (русское коммуникативное поведение).
Какие особенности русского общения отражают следующие поговорки:
Язык ворочается, говорить хочется. коммуникативная реакция, т.е. могут перебивать собеседника
Короткие речи и слушать неча. объем общения (диалог и монологи могут идти долго и выходить за рамки регламента)
Сядем рядком до потолкуем ладком. неформальность (демократичность в общении, допустимость вторжения в личную сферу собеседника)
Без соли, без хлеба – худая беседа. гостеприимство, неформальность (демократичность в общении, допустимость вторжения в личную сферу собеседника)
Разговор дорогу коротает. неформальность (демократичность в общении, допустимость вторжения в личную сферу собеседника)
Доброе слово и кошке приятно. вежливость (пониженная императивность русских этикетных норм; традиция предупреждать незнакомых о возможных неприятностях; сравнительно высокое внимание к старшему поколению по сравнению с Западом)
Говорить беда, а молчать другая. объем общения (диалог и монологи могут идти долго и выходить за рамки регламента)
Хорошее слово всегда к месту. вежливость (пониженная императивность русских этикетных норм; традиция предупреждать незнакомых о возможных неприятностях; сравнительно высокое внимание к старшему поколению по сравнению с Западом)
С кем побранюсь, с тем и помирюсь. конфликтность (любовь к спорам, категоричность, бескомпромиссность, нетерпимость к чужому мнению, любовь к критике и самокритике; восприятие бесконфликтного общения как неумения постоять за себя). Если спора не удалось избежать, то пословица призывает к примирению
Набьёт улыбка оскомину. У русских не принято улыбаться из вежливости, незнакомым, при выполнении важной работы и т.д. улыбка не сигнал вежливости, а знак личного расположения
Тема 8. Понятие делового общения и делового слушания.
Какие высказывания могут быть отнесены к сфере делового общения, а какие нет:
Который час? Классный фильм! Одолжи мне пять рублей! Хочется с тобой поболтать о чём-нибудь. Хотите салату? Приходи ко мне вечером. Сколько лет, сколько зим! Здравствуйте.
Попробуйте правильно построить деловой диалог с возбуждённым собеседником. Отвечайте ему благожелательно.
Вы меня не хотите понять!
– Ну что Вы, я Вас понимаю.
Вы никогда меня не уважали!
– Простите, если создал такое впечатление, но я уважаю Вас.
Вы всегда были настроены против меня!
– Я вовсе не был против Вас.
Вы просто не хотите меня слушать!
– Давайте все спокойно обсудим, я выслушаю Вас и мы найдем решение.
Дополните список фраз, используемых при активном слушании.
Выяснение: Не повторите ли вы ещё раз? Я не понял, объясните, Что вы имеете ввиду, Извините, но я не совсем понял это, Не могли бы вы объяснить это подробнее
Перефразирование: Таким образом, вы хотите сказать что Другими словами Вы считаете, Если я Вас правильно понял……………………………
Отражение чувств: Я вижу вы взволнованы, Вероятно, Вы чувствуете, Я вижу Вы расстроены …………………………………………
Резюмирование: Итак, можем подвести итог, Таким образом Вы считаете, Итак Вы предлагаете…………………………………………
Тема 9. Деловое общение по телефону.
Какие правила телефонного этикета проигнорированы собеседниками? Исправьте допущенные ошибки.
Алло! Нина Петровна! Это Саша. Я завтра к вам не приеду! (Нет приветствия, точного представления, извинения за отсутствие возможности приехать)
Алло! Здравствуйте (добрый день) Нина Петровна! С вами говорит (Вас беспокоит) Александр (фамилия и отчество, место работы или должность будут уточнением). Хочу сообщить Вам (проинформировать Вас), что завтра я к вам не смогу приехать!
Алло! Кто это говорит? Вас совсем не слышно! (Отвечать на деловой звонок со словами «алло» и «да» нельзя. Если вы снимаете трубку в офисе, вашими первыми словами должны быть название компании, а затем ваша должность. Человек должен сразу понять, правильно ли он дозвонился)
Здравствуйте! (представление). Вы не могли бы повторить, вас плохо слышно.
– Позовите Валю? (нет приветствия, представления, нет обращения к собеседнику по имени-отчеству)
– Здравствуйте, я хотел бы поговорить с Валентиной (отчество и фамилия).
Але! Привет! Это кто? (приветствие не соответствует деловому стилю, Отвечать на деловой звонок со словами «алло» и «да» нельзя. Если вы снимаете трубку в офисе, вашими первыми словами должны быть название компании, а затем ваша должность. Человек должен сразу понять, правильно ли он дозвонился)
Здравствуйте. (представление). Слушаю Вас.
Ответьте на вопрос: Можно Николая Петровича? Так, чтобы ответ был вежливым.
– Здравствуйте, я у телефона. – Здравствуйте, соединяю. –Здравствуйте, представьтесь пожалуйста.
3. Проанализируйте приёмы отказа о вступления в телефонный разговор. Исправьте нарушения, если они есть.
Простите, мне некогда сейчас с вами разговаривать,
Простите, я занят сейчас.
Извините, меня вызывает начальник.
У нас перерыв.
Я уже ухожу, не могу с вами поговорить.
Простите, у меня срочные дела. Перезвоните позже.
Вы позвонили в очень неудачное время.
Не следует говорить «Все обедают», «Никого нет», «Перезвоните», а необходимо записать информацию и сообщить абоненту, что ему перезвонят. В каждом из представленных случаев можно было сказать: Извините, но я не могу сейчас говорить. Далее следует назвать время когда вам удобно говорить, узнать когда удобно говорить собеседнику.
Тема 10. Язык деловой переписки.
Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие с дательным (чему?).
А) Употребляются с родительным падежом 1) благодаря
Б) Употребляются с дательным падежом 2) в отношении
3) в сторону
4) во избежание
5) применительно к
6) в целях
7) согласно
8) вследствие
2. Найдите соответствие между чертами официально-делового стиля и примерами.
Черты официально-делового стиля Примеры
А) Именной характер речи 1) настоящие правила
Б) Переход причастий в разряд прилагательных и местоимений 2) погашение кредита
В) Высокая частотность отыменных предлогов и предложных сочетаний 3) отгрузка товара
Г) Стандартизация синтаксических единиц 4) надлежащие меры
5) в отношении к
6) в установленном порядке
7) по мере выполнения
8) договор вступает в силу со дня…
9) надлежащие меры
Тема 11. Деловая письменная речь.
1. Установите соответствие.
А) информационная: любой документ создается для сохранения информации; 1) Общая функция документа
Б) управленческая: документ является инструментом управления. Это плановые, отчетные, организационно-распорядительные документы.
В) социальная: документ порожден той или иной социальной потребностью;
Г) культурная: документ– это средство закрепления и передачи культурных традиций, отражения этапов развития цивилизации.
Д) правовая: документ – средство закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе. Правовую функцию выполняют законодательные и правовые нормативные акты, а также документы, приобретающие правовую функцию на время; 2) Специальная функция
Е) коммуникативная: документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами общественной структуры;
Ё) исторического источника: документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества.
Тема 12. Правила оформления документов.
Выберите правильный вариант начала автобиографии.
А) Я, Петрова Юлия Владимировна, родилась в Приморском крае в 1988 году.
Б) Я, Петрова Юлия Владимировна, родилась 27 мая 1988 года в городе Владивостоке Приморского края.
Выберите правильный вариант текста жалобы.
А) Я живу в к. 305, а мои соседи из к.307 каждую ночь шумят, громко включают музыку, невозможно спать, сил больше нет. Прошу Вас срочно принять меры.
Б)Довожу до Вашего сведения, что мои соседи из к. 307 каждую ночь шумят, громко включают музыку, мешают спать. На мои просьбы вести себя потише не реагируют. Прошу Вас принять соответствующие меры.
Выберите правильный вариант текста доверенности.
А)Я, Николаева Нина Петровна, проживающая в г. Владивостоке, ул. Некрасова, 57-22, доверяю Петрову Ивану Николаевичу, проживающему в г.Владивостоке, ул.Пушкина, 30-55 (паспорт серии 0502 № 445678, выдан 5 марта 2003 г.) получить в кассе ОАО «АКОС» зарплату за декабрь 2011г.
В получении за меня расписаться и выполнить все действия, связанные с данным поручением.
Николаева Н.П.
Подпись Петрова Ивана Николаевича _________________удостоверяю.
Б)Николаева Нина Петровна, проживающая в г. Владивостоке, ул. Некрасова, 57-22, доверяю Петрову Ивану Николаевичу, проживающему в г.Владивостоке, ул.Пушкина, 30-55 получить в кассе ОАО «АКОС» зарплату за декабрь 2011г.
В получении за меня расписаться и выполнить все действия, связанные с данным поручением.
Николаева Н.П.
Подпись Петрова Ивана Николаевича _________________удостоверяю.
Тема 13. Говорим и пишем грамотно. Орфоэпия и орфография.
1. Вставьте пропущенные буквы Е или И.
Он вечно опаздывал вследствие постоянной занятости.
Все ждали перелома в течении болезни.
Они не виделись в течение десяти лет.
Вследствие этого он принял решение покинуть этот город.
В продолжении романа появился новый герой.
В заключение концерта было исполнено новое произведение молодого автора.
Он молчал в продолжение минуты.
В заключении статьи приводятся наиболее убедительные факты.
Слитно или через дефис?
кто-(то), из-(за), (по)-другому, (в)-третьих, (по)-русски, изредка, (чем)-либо, из-(под), подолгу, издавна, (по)-братски, (бледно)-жёлтый
Вставьте пропущенные буквы Е или И.
ассортимент, зажег, преступление, приоритет, сближаясь
Вставьте пропущенные буквы О или А.
предлагать, банальный, диапазон, катастрофа, налогоплательщик, касаться, брошюра, непромокаемый, издавна, влево, начисто, полагать
Вставьте пропущенные буквы Н или НН?
напряжённый, нечаянный, песчаный, преданный, туманный, нежданный, прочитанный, румяный, балованный, данный, свиной, клюквенный
Тема 14. Синтаксис и пунктуация.
Расставьте запятые.
По нескольку раз в день он записывал в тетрадку, откуда и с какой стороны дует ветер.
С вёсел капали голубые капли и когда они падали в море, то на месте их падения ненадолго вспыхивало голубое пятнышко.
Можно предположить, что бодрые рекламные герои, у которых все хорошо скорее будут раздражать аудиторию, чем служить примером для подражания.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А) Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе.
Б) Специалисты, которые изучали эту находку, пришли к интересному выводу.
В) Ученый, который заложил основы русской терминологии, прекрасно знал многие языки.
Г) Счастлив путешественник, который попал в новые края.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Получив письмо,
А) оно оставлено без ответа.
Б) меня охватила радость.
В) я не торопилась с ответом.
Г) изменилась наши планы.
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Опаздывая в театр,
А) вам нужно ехать на такси.
Б) я очень волнуюсь.
В) мне неудобно перед подругой.
Г) необходимо не волноваться.
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи, и нашли старинные захоронения.
Б) Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.
В) Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
Г) С утра шел дождь, и гремел гром.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Балыхина Т.М. Учимся общению. Курс культуры пусской речи для учащихся вузов / Т.М.Балыхина, М.В.Лысякова, М.А.Рыбаков. – М.: Изд-во Рос.ун-та дружбы народов, 2004. – 488 с.
Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис: учебник для студентов вузов / Н.С.Валгина. – 4-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003. – 416 с. – (Учебник для вузов).
Кожина М.Н. Стилистика русского языка:учебник для студентов вузов / М.А.Кожина, Л.Р.Дусканева, В.А.Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с.
Колтунова М.В. Деловое общение: нормы, риторика, этикет: [учеб.пособие] / М.В.Колтунова. – М.: Логос, 2005.
Рожкова И.М Культура устной и письменной речи делового человека: справочник: практикум / И.М.Рожкова. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 315 с.
Розенталь Д.Э. современный русский язык: [учеб.пособие]/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 448 с.
Социолингвистика: учебник. / В.И.Беликов, Л.П.Крысин. – М.: Изд-во Рос.гуманитар.ун-та, 2001. – 436 с.
Стернин И.А. Деловое общение: [учеб.пособие] / И.А.Стернин. – Воронеж: Родная речь, 2009. – 184 с.
Формановская Н.И. Речевое общение / Н.И.Формановская. – М.: Русский язык, 2002. – 216 с.
Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ.вузов / Р.М.Фрумкина. – 2-еизд., испр. – М.: Академия, 2006. – 320 с.