Microsoft
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
[Введите подзаголовок документа]
Юзер
[Выберите дату]
1. Устное народное творчество
Народные песенки
Народная песня — наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.
Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором.
Существенная черта большинства традиционных жанров — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (напр., песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.).
Создание слов и музыки — единый творческий процесс, в котором решающее значение имеет традиция: песня возникает на основе законов, эстетически действенных в каждом данном песенном коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические), на основе которых познаётся вариантность песен. Наряду с варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых текстов.
Песня-потешка
-1- Скок-поскокСкок-поскок! Молодой дроздок По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодиченька Невеличенька — Сама с вершок, Голова с горшок. Молодичка-молода Поехала по дрова, Зацепилась за пенёк, Простояла весь денёк.
-2- МесяцесловЯнварь — морозныйФевраль — суровыйМарт — хлопотунАпрель — водолейМай — кудрявичИюнь — светлозорникИюль — жарникАвгуст — хлебосолСентябрь — листопадовичОктябрь — тумановичНоябрь — зимникДекабрь — снеговей
-3- Петушок, золотой гребешокКукареку, петушок,Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку, Дам и зёрнышек.
-4- Ой-люли, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе лужок, А на том лужку дубок, А на том дубку сидит Ворон в красных сапогах, Во зелёненьких серьгах. Чёрный ворон на дубу Играет во трубу, Труба точенная, Позолоченная. Утром он в трубу трубит, К ночи сказки говорит. Сбегаются зверьки Ворона послушать, Пряничка покушать.
-5- Долгоногий журавель На мельницу ездил, На мельницу ездил, Диковинку видел, Ай-люли, ай-люли, Диковинку видел: Коза муку мелет, Козёл засыпает, Малые козляточки Муку выгребают, Ай-люли, ай-люли, Муку выгребают. А барашки — круты рожки В дудочку играют, Ай-люли, ай-люли, В дудочку играют. Две сороки-белобоки Пошли танцевать, Ай-люли, ай-люли, Пошли танцевать. А сова из-за угла Ногами топочет, Ногами топочет, Головой вертит, Ай-люли, ай-люли, Головой вертит.
Колыбельные песенки:Колыбельные песни – это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Мама поет про “гуленек”, которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые “серые, а хвостики белые”, про баюшки и заюшки, про то, что “спят твои соседи, белые медведи”, а малыш слушает, он еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик, и где у зайки глазки…Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности. Начиная с пятого
месяца беременности малыш
слышит, различает и запоминает
звуки. Новорожденный малыш,
услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.Колыбельные – это огромный потенциал, для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки
Ай, люли, люленьки,Прилетели гуленьки.Сели гули на кровать,Стали гули ворковать.Стали гули ворковать.Стал мой Юра засыпать.
Шла наша Дрема,Зашла наша Дрема…Или:Шиш вы, куры, не шумите,Мо(й)во Ваню не будите…
Частушки
Частушка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
***
Стала вдруг душить рубаха.
Чуть не умер я от страха.
Потом понял: “Е-мое!
Я же вырос из нее!”
***
Говорю я в шутку Коле:
Ты, Коль, оборотень, что ли?
Зарычал он, хвост поджал,
В лес дремучий убежал.
***
Шли навстречу Толя с Колей,
Сто бутылок волоча.
Говорят, они искали
Старика Хоттабыча!
***
Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.
***
По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день,
Но, к большому огорченью,
Победила Лену лень.
Детский игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения” [62,c.72].
Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.
Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Детские гадания. Гадалка-спотыкалка
Если споткнешься в понедельник — к слезам;во вторник — к любви;в среду — к письму;в четверг — к печали;в пятницу — к привету;в субботу — к измене;в воскресенье — к любви.
Гадалка-икалка
Если икнешь в понедельник — к знакомству;во вторник — к поцелую;в среду — к свиданию;в четверг — к вечеринке;в пятницу — к письму;в субботу — к встрече;в воскресенье — к веселью.
Гадалка «щечки горят»
Если чувствуешь, что у тебя «горят щеки»:в понедельник — к знакомству;во вторник — к ссоре;в среду — к свиданию;в четверг — к поездке;в пятницу — к письму;в субботу — к встрече;в воскресенье — к веселью.
Гадание «прилипшие нитки»
Если к твоей одежде прилипла нитка: черная — к ссоре; белая — к встрече; зеленая — к радости; синяя — к страданиям;коричневая — к скуке; желтая — к разлуке; красная — к любви.
Гадалка на появление белых пятнышек на ногтях
На большом — к работе. На указательном — к заботе. На среднем — к счастью. На безымянном — к обновке. На мизинце — к любви.
В игровом фольклоре также используют заклички
***
Заклички:
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми). Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.
Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях. Например, попала вода в ухо при купании. Надо попрыгать на одной ножке и прокричать: “Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!”.
Божья коровка,Лети на небко,Там твои деткиКушают котлетки.Всем по одной,А тебе ни одной.Божья коровка,Лети на небко,Там твои детки Кушают конфетки.Всем по одной,А тебе ни одной.Божья коровка,Ты лети на небо,Принеси нам хлебаЧерного и белого,Только не горелого.Улитка, улитка,Высуни рога,Дам тебе пирога.Мышка, мышка,На тебе молочный,Дай мне костяной.Мышка, мышка,Возьми гнилой зуб,А дай мне хороший.Мышка, мышка, вылей водуна дубовую колоду!Огуречек, огуречек,Не ходи на тот конечек:Там мышка живет,Тебе хвостик отгрызет.Свет-светлячок,Посвети в кулачок.Посвети немножко,Дам тебе горошка,Кувшин творогаИ кусок пирога.— Стрелочка-стрекозочка,Полети на облачко!— Сухо будет — полечу,А сыро будет — посижу!Сей, сей горох,Рассевай горох!Уродись, горох,В огороде не плох!И крупен, и бел —На потеху всем,И сам тридесят —Для малых ребят!Уродитесь, бобы,Круты и велики!В чистом полеНа все доли —Старым на потешки,Детям на посмешки!Яры пчелушки,Медоносушки,Летите на лужок,Садитесь на цветок,Собирайте медок!Пчёлка, гуди,В поле лети!С поля лети,Медок неси!Черёмушка зелёная,Тонкая, высокая,Листом широкая.Под лучами ясными,Под звёздами частымиЦвети до зазимки —С комля до вершинки.На потеху старым,На диво детям малым.Ягода клюква,Покажись крупна,Да подснежная,Да валежная.Мы тебя искали,По кочкам скакали. 1) СчиталкиРаз малинка, два малинка,Ела ягоды Маринка,И в корзинке у МаринкиНе осталось ничего.Кто по ягоды пойдет,Тот корзиночку найдет.
Шел, прошел,Не нашел,ШишелВышел,Вон пошел!
Стакан, лимон, выйди вонИз окошка кувырком!Лимон покатился,Стакан разбился!
Бомба взрывается,Игра начинается.В начале игры:Раз, два, три,Огонь, пали!
Катится яблочкоС крутой горы.Кто поднимет —Тот уйди!
Первишки, другишки,Шалуны мальчишкиСтали играть,Воду выбирать.Ну-ка ты, Додон,Убирайся вон!
Раз, два, три, четыре,Кто у нас живет в квартире?Папа, мама, брат, сестренка,Кошка Мурка, два котенка,Мой щенок, сверчок и я -Вот и вся моя семья!Раз, два, три, четыре, пять,Всех начну считать опять.
Гномик золото искал!И колпак свой потерял!Сел, заплакал, – как же быть?!Выходи! Тебе водить!
Тили-тели,На лавочке сидели -Царь, царевич,Король, королевич,Сапожник,Портной;А ты кто такой?
Шышел-мышел,Взял, да вышел.
2) ЖеребьевкиКонь воронойОстался под горой;Какого коня — сивогоИли золотогривого?Матки, матки,Смерти или живота*?Дядю ФедюИли белого медведя?Са хару кусочекИли красненький платочек?Наливное яблочкоИли золотое блюдечко?Лисицу в цветахИли медведя в штанах?За печкой заблудилсяИли в ложке утонул?Канат вертетьИли с неба лететь?Шар катитьИли воду лить?Коня вороногоИли казака удалого?***
29013158121653) Игровой приговор
У медведя во бору
Грибы ягоды беру,
Амедведьнеспит
И на нас рычит***-Гуси-гуси! Га-Га-Га!-есть хотите?-Да-Да-Да!- Так летите!- Нам нельзя!-Почему?- Серый волк за горойНе пускает нас домой!-Ну летите как хотите…только крылья берегите!3.ЗагадкиЗагадка-описание предмета или явления в виде явного или скрытого вопроса.
Загадки про животных
Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет.Ответ (Волк) Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрище.Ответ (Лиса)
Кто осенью холодной Ходит хмурый и голодный?Ответ (Волк) Летом, в болоте, вы её найдёте. Зелёная квакушка. Кто это?Ответ (Лягушка)
Зелёные мы, как трава, Наша песенка: “Ква-ква”.Ответ (Лягушка) Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.Ответ (Лягушка)
Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь.Ответ (Свинья) Хвост крючком, нос пятачком.Ответ (Поросёнок)
Пятак есть, а ничего не купит.Ответ (Свинья) Идёт, идёт, бородой трясёт, Травки просит: “Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е”.Ответ (Коза)
Живёт в норке, грызёт корки. Короткие ножки; боится кошки.Ответ (Мышь) Под полом таится, кошки боится.Ответ (Мышка)
Мягкие лапки, А в лапках – цап-царапки.Ответ (Кошка) У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт.Ответ (Кошка)
Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается.Ответ (Кошка) Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается.Ответ (Собака)
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи!Ответ (Собака) Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога.Ответ (Баран)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.Ответ (Корова) Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь.Ответ (Осёл)
* * *Летом сер, зимою бел – Чтоб никто его не съел.(Заяц)
* * *Шустрый, круглый и колючий,И ничуточки не злючий.(Ёж)
* * *Это что за братцыНа лугу резвятся?В теплых шубках – в летний день!Спрятались хотя бы в тень!(Барашки)
* * *Как приятно в теплой луже!Но пора идти на ужин!Ждут меня друзья, хрю-хрю,Желудей им подарю!(Хрюшка)
* * *Припрятала орешкиИ сушит сыроежки.Зимой в ее дуплеЧто хочешь на столе.(Белка)
* * *Кто гуляет по дорожке?У него бородка, рожки.А еще кричит он: «Ме-е-е!»Где б найти капустки мне-е-е?!(Козлик)
* * *А вот малюсенький малыш – На плечах соломинка.Его в очках не разглядишь,А он сильнее слоника!(Муравей)
* * *Цокают копытца – Мой приятель мчится!Знает, что овесЯ ему принес!(Конь)
Поговорка
Поговорка-образная, часто употребляемая в речи. Не обобщает социально-исторический опыт народа и не может поучать.Приоритет добра над злом в русских пословицах безспорен. Сердце радуется, когда читаешь пословицы, восхваляющие добро и, наоборот, порицающие зло. Вот лишь некоторые пословицы, в которых добро выступает как абсолютная ценность:Добро-то и скот понимает;
Добро и во сне хорошо,
Добро не горит, не тонет;
Добро твори, сколько можешь, вовек не занеможешь;
Добро делать спешить надобно
; Худо жить тому, кто не делает добра никому;
Кто добру учится, добром и живёт; Доброта лучше красоты;
Добро-то не в селе, а в себе;
Доброму человеку весь мир – свой дом;
Добрый человек придёт – словно свету принесёт;
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой;
Не тот богат, у кого много добра, а тот, у кого жена добра;
Русский человек добро помнит.
5.Календарно-обрядовая поэзия.
Само название этих обрядов связано с календарем. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор. Из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, аграрных и семейных обрядов и праздников складывался дохристианский земледельческий календарь. Принятие христианства оказало на него огромное воздействие. Православная церковь, стремясь преобразовать языческую сущность празднеств, наложила на народный календарь церковный месяцеслов, или святцы, в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения святых, события из истории церкви. В результате подобного наложения и возник народный месяцеслов и явление, которое получило название двоеверие, т. е. смешение в обряде языческих и христианских элементов. Русский земледельческий календарь и христианский календарь смыкались между собой.
Новый год
Новый год! О нем и летомТак приятно помечтать!Как волшебным, чудным светомБудет елочка сиять.Как мы шарики повесим,Ветки обовьем дождем.Как про дедушку МорозаПесню весело споем.Мы сегодня все спешили,Чтобы елочке сказать.Мамы нам костюмы сшилиТуфли новые купилиМожно праздник начинать.
Что такое Новый год?
Что такое Новый год?Это всё наоборот:Ёлки в комнате растут,Белки шишек не грызут,Зайцы рядом с волкомНа колючей ёлке!Дождик тоже не простой,В Новый год он золотой,Блещет что есть мочи,Никого не мочит,Даже Дедушка МорозНикому не щиплет нос.
Подарки Дедушки Мороза
Обожаю шоколадки,И люблю конфетки я,Дома все меня считаютСладкоежкой редкою.Знаю, знаю, что принёсДобрый Дедушка Мороз!
Подари мне кубики
Башенки высокиеСтрою на ковре.Только мало кубиковСтало в декабре!Растерялись кубики,Да и я подрос.Подари мне новые,Дедушка Мороз!
Дедушке Морозу
Дедушке МорозуЯ письмо пишу.Грузовик с прицепамиНужен малышу!Чёрненькие шины,И прицепа три…Длинную машинуТы мне подари!
Красивые снежинки
Красивые снежинкиСпускаются с небес.И лес, как на картинке,Исполненный чудес.По лесу новогоднему,За ворот пряча нос,Везет подарки сладкиеМне Дедушка Мороз!
Под Новый год
Под Новый год, как в сказке,Полным-полно чудес.Спешит на поезд ёлка,Покинув зимний лес.И ярко светят звёздыИ водят хоровод.Под Новый год, под Новый год,Под Новый, Новый год! Смешинки, как снежинкиВсю ночь летят, летят.И песенки повсюдуВесёлые звучат.Насвистывает ветер,Метелица поётПод Новый год, под Новый год,Под Новый, Новый год!
Снегири
Выбегай поскорейПосмотреть на снегирей.Прилетели, прилетели,Стайку встретили метели!А Мороз-Красный НосИм рябинки принес.Хорошо подсластил.Зимним вечером позднимЯрко-алые грозди.
Стихи про Рождество
Рождество Христово, пожалуй, самый светлый христианский праздник, праздник семейный и добрый. Именно по этому мы все его так любим, именно по этому ему посвящаются стихи, колядки и песни.
***
С Рождеством святым, чудеснымПоздравляю от души!На просторах на небесныхЗвездочка плывёт в тиши.
***
Снег идёт на Рождество,падает, как милость Божья.Снег идёт – и волшебствов этот день случиться может.
***
В этот день мы говоримО рождении Христа.В этот день молчать не могутНаши детские уста.
И сердца желают славить,Не смолкая ни на миг.Прославляйте Бога с нами!Не молчите – Он велик.
***
Вот и снова Рождество -Сил небесных торжество:В этот день Христос пришел,Чтоб спасти наш мир от зол.Слава вечная Ему,Побеждающему тьму.Поздравляем всей душойС этой радостью большой.
***
Мальчик-Бог в яслях родилсяСреди осликов, ягнят.И звездою озарилсяВифлеемский двор и сад.
И подумал ослик серый,Поглядев Младенцу в глазки:“Он пришел с добром и верой,Состраданием и лаской!”
А щеночек-лежебокаПодглядел из конуры,Как пришли волхвы с Востока,Принесли свои дары.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬОльга Гузова
Снег ложится белый-белыйна пригорки и дома;искрой-инеем оделасьстарорусская зима.
Неподвижность синей речки…И не надо ничего -на расписанном крылечкепритаилось Рождество.
Колыбельку покачаети отгонит тучи прочь…Все сомненья развенчаетта Рождественская ночь.
***
Сегодня день рожденияУ Господа Христа.Ему хвалою пенияНаполнены уста.
Сердечки наши детские –Живой для Духа дом –Как ясли ВифлеемскиеХристу мы отдаём.
Как ёлочки зелёные,Хотим мы вечно житьИ, Господом спасённые,Всегда Ему служить.
РОЖДЕСТВОТатьяна Бокова
Светлый праздник Рождества!Нет счастливей торжества!В ночь рождения ХристоваНад землёй зажглась Звезда.С той поры через столетьяНам она, как солнце светит.Согревает верой души,Чтобы мир стал краше, лучше.Дарит искры волшебстваСветлый праздник Рождества!Мир приходит в каждый дом…Поздравляем с Рождеством!
Масленица.Масленица – праздник весенний, но оторвавшийся от весеннего цикла к зимнему в значительной мере из-за церковного Великого Поста, запрещавшего какие-либо увеселения в течение 7 недель перед Пасхой. Завершались зимние запасы. С древних времен масленица считалась самым веселым праздником в году. Смена забав и веселий на неделе отразилась в названиях дней масленичной недели
Понедельник назывался встречей. Делали чучело Масленицы – рядили его в кафтан, подпоясанный кушаком, обували в лапти, ввозили на гору с зазыванием «приехать в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться». Песня, которую пели при встрече – это первый вид масленичных песен. Это песни мажорного характера, нередко напоминающие величания:
Чтобы слуги были молодые.
Вторник называли «заигрыши». В деревне начинались самые разные развлечения, игры, ряженья, катанья.Среда на масленичной неделе называлась «лакомка». Она открывала угощения во всех домах блинами и другими явствами. Ю.М.Соколов объясняет разгул и обжорство на Масленице симильной магией – стремлением добиться желаемого явления его изображением.
Четверг именовался «разгулом», «широким четвергом», на этот день приходился разгар игр и веселья. Пятница – «тещины вечера», зятья в этот день угощали тещ.Суббота – «золовкины посиделки». В этот день девушки собирались на вечорки.
Воскресенье называли «прощеное воскресенье», «проводы», «целовник». Чучело Масленицы насаживали на шест, поднимали в небо, сжигали, у западных славян – спускали на воду. Масленицу отправляли в тот мир, откуда она пришла. Пограничье с тем миром – вода, околица.
Этот праздник к нам идетРаннею весною,Сколько радостей несетОн всегда с собою!Ледяные горы ждут,И снежок сверкает,Санки с горок вниз бегут,Смех не умолкает.Дома аромат блиновПраздничный чудесный,На блины друзей зовем,Будем есть их вместе.Шумно, весело пройдетСырная Седмица,А за ней – Великий пост,Время, чтоб молиться.***Широкая Масленица – Сырная неделя!Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.Печь блины и развлекаться будем всю неделю,Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает “ВСТРЕЧА”.Яркие салазки с горочек скользят.Целый день веселье. Наступает вечер…Накатавшись вволю, все блины едят.”ЗАИГРЫШ” беспечный – ВТОРНИКА отрада.Все гулять, резвиться вышли, как один!Игры и потехи, а за них – награда:Сдобный и румяный масленичный блин!Тут СРЕДА подходит – “ЛАКОМКОЙ” зовётся.Каждая хозяюшка колдует у печи.Кулебяки, сырники – всё им удаётся.Пироги и блинчики – всё на стол мечи!А в ЧЕТВЕРГ – раздольный “РАЗГУЛЯЙ” приходит.Ледяные крепости, снежные бои…Тройки с бубенцами на поля выходят.Парни ищут девушек – суженых своих.ПЯТНИЦА настала – “ВЕЧЕРА у ТЁЩИ”…Тёща приглашает зятя на блины!Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.Близится СУББОТА – “ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ”.Вся родня встречается, водит хоровод.Праздник продолжается, общее веселье.Славно провожает Зимушку народ!ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.Облегчают душу все в “ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ”.Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…Пышные гуляния Ярмарка венчает.До свиданья, Масленица, приходи опять!Через год Красавицу снова повстречаем.Снова будем праздновать, блинами угощать!Как на масленой неделеИз печи блины летели!С пылу, с жару, из печи,Все румяны, горячи!Масленица, угощай!Всем блиночков подавай.С пылу, с жару – разбирайте!Похвалить не забывайте.
ПАСХА
раздник Пасхи
Словно яркая раскраска,К нам домой,явилась пасха.Принесла в своём лукошке,Яйца,булочки,лепёшки,Пироги,блины и чай.Пасху весело встречай!(Автор: Ирина Евдокимова)
Пасха
Пасха. Празднично кругом.Чистотой сверкает дом.Вербы на столе и пасха…Так светло и так прекрасно!Яйца крашеные всюду,И кулич стоит на блюде…Мама в фартуке из ситцаПриглашает всех садитьсяИ отведать угощениеВ честь Христова воскресения.(Автор: Галина Антипина)
Спасенья свет! Христос Воскрес!
Во славу жизни дал СоздательСвятой случиться благодати,Чтоб в каждый дом сошел с небесСпасенья свет! Христос Воскрес!(Автор: Евгений Щелконогов)
Христово Воскресенье
В светлое Христово ВоскресеньеНа душе пусть будет чисто и светло!Будет хлебосольным угощенье,Солнце дарит радость и тепло!(Автор: Евгений Щелконогов)
Пасхальный благовест
Колокол дремавшийРазбудил поля,Улыбнулась солнцуСонная земля.
Понеслись ударыК синим небесам,Звонко раздаетсяГолос по лесам.
Скрылась за рекою,Бледная луна,Звонко побежалаРезвая волна.
Тихая долинаОтгоняет сон,Где-то за дорогойЗамирает звон.(Автор: Сергей Есенин)
К празднику Пасхи
В лужах солнышко искрится,Верба пухом зацвела,«Живы, жить!» – щебечут птицыИ поют колокола.
На столе кулич душистый,Горка крашеных яиц.В этот праздник светлый, чистыйНе увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос воскресе!»,«Да, воистину воскрес!»Разрывая тьмы завесу,К людям он сошёл с небес.
Жив Христос, и верят люди:Коль расстанемся со злом,Жизнь продлится. Вечным будетМир с любовью и добром!(Автор: Шаламонова Елена)
Святая Пасха
Звенят, поют колокола!Лучами греет всех весна.Всё небо синее, как море,И верба в белом вся уборе.
Весна надела украшения,И в честь Святого Воскресенья.Весь, пеньем птиц наполнен лес,Христос воскрес! Христос воскрес!
Теплом лучей пришла весна,Кулич и пасху принесла.Красиво яйца расписала,И с нами Бога прославляла!
И люди радуются пасхе!Детей блестят от счастья глазки.Весна цветёт, полна чудес,Христос воскрес! Христос воскрес!(Автор: Александр Харин)
Пасхальное яйцо
Посмотрите, что за чудоПоложила мама в блюдо?Тут яйцо, но не простое:Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!Здесь полоски, завитушки,Много маленьких колечек,Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,Словно в старой доброй сказке?Мама всем дала ответы:- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне, Символ жизни на земле!(Автор: Татьяна Лаврова)
К Пасхе
На землю сходит светлый праздник Пасхи,Волшебнее любой волшебной сказки,Чудеснее любых земных чудес:Христос воскрес!Воистину воскрес!Пасхальный звон, и яйца с куличами.Берёзки встали белыми свечами.И над землёй несётся благовест:Христос воскрес!Воистину воскрес!И верба в честь Святого ВоскрешеньяВесенние надела украшенья…И словно храм, наполнен пеньем лес:Христос воскрес!Воистину воскрес!(Автор: Андрей Усачёв)
Христос Воскрес!
Повсюду благовест гудит,Из всех церквей народ валит.Заря глядит уже с небес…Христос Воскрес! Христос Воскрес!С полей уж снят покров снегов,И реки рвутся из оков,И зеленее ближний лес…Христос Воскрес! Христос Воскрес!Вот просыпается земля,И одеваются поля,Весна идет, полна чудес!Христос Воскрес! Христос Воскрес!(Автор: Аполлон Майков)
Скороговорки
Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.
Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу: «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь); «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» (всё невпопад, неудачно); «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» (то есть всё одно и то же).
— В. Даль
Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.
На дворе трава
На дворе трава, на траве дроваНе руби дрова на траве двора.
Карл у Клары
Карл у Клары украл кораллы,Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Скороговорка про покупки
Расскажите про покупки,Про какие про покупки?Про покупки, про покупки,Про покупочки мои.
Скороговорка про выдру
Выдра в ведро от выдры нырнула.Выдра в ведре с водой утонула.
Ехал грека через реку
Ехал Грека через реку, Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека – цап!
Выдра в тундре
В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров!
Выдрав с выдры В тундре гетры Вытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в вёдра Выдру в тундру!
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
Скороговорка на букву Ж
Испугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенкаЧертили черными чернилами чертеж.
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Сшила Саша
Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше
В шалаше шуршит шелкамиЖёлтый дервиш из АлжираИ, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
Скороговорка на букву Щ
Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.
Смешные скороговорки
Простые смешные скороговорки – рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.
Мышка
Мышка залезла под крышку,Чтобы под крышкой сгрызть крошку,Мышке, наверное, крышка –Мышка забыла про кошку!
Кощей
Тощий немощный КощейТащит ящик овощей.
Сорок сорок
Хитрую сороку поймать морока,А сорок сорок – сорок морок.
Попугай
Говорил попугай попугаю:Я тебя, попугай, попугаю.Отвечает ему попугай:Попугай, попугай, попугай!
Карасёнок
Карасёнку раз карасьПодарил раскраску.И сказал Карась:«Раскрась, Карасёнок, сказку!»На раскраске Карасёнка –Три весёлых поросёнка:Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
Скороговорка про китайцев
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Чего нет
Нет абрикоса, кокоса, редиса,Палтуса, уксуса, кваса и риса,Компаса нет, баркаса и троса,Термоса, пресса, индуса-матроса,Баса нет, вкуса, веса и спроса,Нет интереса – нет и вопроса.
Пир у Киры и Фиры
У Киры и ФирыВ квартире был пир:Факир ел зефир иКефир пил Факир.А Фира и КираНе пили кефира,Не ели зефира –Кормили факира.
Ежевика и земляника
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Русские народные сказкиПетушок на дворе рылся и нашёл бобовое зёрнышко. Хотел проглотить, да подавился. Подавился и упал, и лежит, не дышит!
Курочка увидала, подбежала к нему и спрашивает:
– Ко-ко-ко! Петушок-петушок, почему ты лежишь, не дышишь?
Петух отвечает:
– Бобком подавился… Пойди к корове, попроси маслица – бобок проглотить… Побежала курочка к корове:
– Ко-ко-ко! Корова-корова, дай мне маслица – путушок лежит, не дышит, бобком подавился!
Корова говорит:
– Му-у, пойди к косарям, попроси сена!
Побежала курочка к косарям:
– Ко-ко-ко! Косари-косари, дайте мне сена! Сено – корове, корова мне даст маслица, маслице – петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился! Косари говорят:
– Ступай к печее, попроси калачей!
Побежала курочка к печее:
– Ко-ко-ко! Печея-печея, дай мне калачей! Калачи – косарям, косари дадут сена, сено – корове, корова даст маслица, маслице – петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!
Печея говорит:
– Сходи к дровосекам! Дров попроси!
Побежала курочка к дровосекам:
– Ко-ко-ко! Дровосеки-дровосеки, дайте мне дров! Дрова – печее, печея даст калачей, калачи – косарям, косари дадут сена, сено – корове, корова даст маслица, маслице – петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!
– Сходи к кузнецу, попроси топор, рубить нечем!
Побежала курочка к кузнецу:
– Ко-ко-ко! Кузнец-кузнец, дай мне топор, топор – дровосекам, дровосеки дадут дрова, дрова – печее, печея даст калачей, калачи – косарям, косари дадут сена, сено – корове, корова даст маслица, маслице – петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!
– Ступай в лес, нажги углей, – говорит кузнец.
Пошла курочка в лес, нажгла углей, принесла угли кузнецу. Кузнец дал топор. Принесла топор дровосекам, дровосеки дали дров. Принесла дрова печее, печея дала калачей.
Курочка принесла калачи косарям, косари дали сена. Принесла сено корове, корова дала маслица.
Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица и бобок проглотил. Вскочил и запел:
– Кукареку-у-у-у!
Игра «Петушок и бообвое зернышко»
-Герои сказки «Петушок и бобовое зернышко» решили воспользоваться инструментами для работы. Для этого они нашли в хозяйстве:
Колокольчик
Коса
Топор
молот
-Ребята, как вы думаете, какие из инструментов подходят для работы какому из героев сказки?
Физминутка:
Дети иллюстрируют сказку «Петушок и бобовое зернышко»
Ведущий рассказывает сказку, а герои отвечают, изображая действия, присущие героям сказки.
Каждый говорит свою фразу, когда ведущий называет его имя.
«СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА»1. Кто подавился зернышком? (Петушкок)
За чем пошла курочка (За маслом_)
Кто помог вытянуть репку?(Ха-ха, вопрос не из этой сказки)
Кто должен был накосить сена? (Косари)
Кто из героев должен был дать масла? (корова)
2.Курочка Ряба.
Удивительная птица,И полезна и практична.Яйца к завтраку снесёт,Днём букашек соберёт,Рано спать она ложится,Чтобы вновь нести яички!Ответ: Курица
Конспект занятия по сказке «Курочка Ряба»Здравствуйте, дорогие ребята!
Здравствуйте, гости дорогие!
Я хочу пригласить вас в сказку.
Кто кудахчет за окном,Клюёт травку, ищет корм,Лапкой землю разгребает,На ночь на насест, взлетает!
– Я предлагаю вам посмотреть и послушать сказку «Курочка Ряба».
2. Показ сказки.
Воспитатель показывает театрализацию сказки.Просмотр сказки детьми.
3. Физ. минутка.
«Строим курятник».
Целый день – тук да тук,
Раздаётся звонкий стук.Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх. Правым большим пальцем ударяем по большому пальцу левой руки.
Молоточки стучат,
Строят дом для цыплят.Стучать кулачок о кулачок.
Пусть мой домик кос и крив,
Посмотри, как он красив!
Видишь – из окошка
Выглянула кошка!Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на домик со всех сторон.
Ветер воет: «У-у-у!
В клочья домик разорву!»Сильно подуть на домик.
Но он крепкий домик мой,
Хоть косой он и кривой!Сблизить ладони, покачать соединёнными ладонями влево-вправо.
Пусть неделю ветер воет –
Домик мой меня укроет!Поднять «крышу» над головой.
4. Беседа по сказке.
-Может ли курочка снести золотое яичко?
-Как появляются цыплята?-вылупляются из яичка.
-Что ест курочка?
-Могла ли Мышка разбить золотое яичко?
5.Д/и «Разложи по возрастанию».
Каждому из детей предлагается набор картинок –эпизоды из сказки.Дети раскладывают картинки, обосновывают их расположение.
6. Логическое упражнение.
– Ребята, в сказке и курочка и мышка жили в доме. А на самом деле кто может жить в доме? Обоснуйте свой ответ.
7. Словесная игра «Кто, где живёт?»
– Скажите, какой домик у мышки?-Норка
– Где живёт курочка?-В курятнике
– Где живут дед и баба?-В доме
–
8. Итог занятия.
Прощание со сказочником.
«СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА»1. У кого была Курочка Ряба? 2.Что снесла Курочка?
3. Кто первый начал бить яичко?
4. Кто разбил яичко?
Былины.
Былины- героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
В славном в Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.А прежде у Садка имущества не было:Одни были гусельки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко.
Садка день не зовут на почестей пир,Другой не зовут на почестен пирИ третий не зовут на почестен пир,По том Садко соскучился.Как пошел Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гусельки яровчаты.Как тут-то в озере вода всколыбалася,Тут-то Садко перепался,Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов.
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются ещё единством изложения: они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и (по мнению Ореста Миллера) духом общины. Миллер не сомневается в том, что независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохранённой вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом. По взгляду этого же учёного, дух общины, воплощённый в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.
Следует отметить, что в духе русской былины написано такое произведение А. С. Пушкина, как «Руслан и Людмила»
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно чашники носили И низко кланялись гостям.
БЫЛИНА ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ – РАЗБОЙНИК
БЫЛИНА ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ.
18415-73660
БАСНЯ
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и другие.
И.А.Крылов
43434010795
Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.
Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.
Басни, принесшие Ивану Андреевичу всероссийскую славу, начали появляться с 1805 года. Басни становятся его страстью, его вдохновением, его единственным жанром. Основные темы басен Ивана Андреевича — обличение крепостных порядков и крепостников, бюрократов, обличение человеческих пороков и грехов, порой басни рождались из того или иного реального события.
9(22) ноября 1844 – И. А. Крылов скончался и с большими почестями погребен в Александро-Невской лавре.
Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. И теперь их читает и стар и млад, и меткие, ставшие пословицами стихи его басен служат нам во всех случаях жизни.
49149086995
Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».
Викторина по басням И.А.Крылова
У сильного всегда
бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму
примеров слышим
Но мы истории не пишем.»
В какой басне звучали эти слова?»
Ответ: «Волк и Ягнёнок»
Перечислите героев басни «Квартет»
Ответ: Осел, Козел, Мартышка, Мишка.
Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?
Ответ: Слона.
Куда попал волк ночью, думая залезть в овчарню?
Ответ: На псарню.
У кого к зиме «был готов и стол, и дом.»?
Ответ: У Муравья.
Любимое блюдо Демьяна?
Ответ: Уха.
Что выронила Ворона?
Ответ: Сыр.
Детское чтение 19 века.
Оригинальная и переводная детская литература первой половины XIX века отличается большой пестротой идейных и художественных направлений. Продолжают появляться в большом количестве всевозможные детские энциклопедии и познавательные книги, в которых заметны просветительские тенденции, а также нравоучительные сентиментальные повести французских и немецких авторов. Наряду с этим в круг деттского чтения входят произведения романтиков и представителей критического реализма.
«Если за весь XVIII век было издано 296 названий книг для детей, то за первую четверть XIX века их насчитывается 320. Рост книжной продукции особенно усилился после 1812 года. Как и в предыдущем столетии, преобладающее место среди книг занимали переводные издания»1. Отечественная детская литература только еще формировалась. Отсюда — засилье иностранных авторов. Во второй четверти века книжный поток продолжает стремительно нарастать. В наиболее полной из существующих библиографий русской детской книги (с 1717 по 1854 г.), составленной О. В. Алексеевой, зарегистрировано 1511 названий. Легко подсчитать, что после 1825 года за три десятилетия было издано около 900 книг для детей. И хотя отечественная де!екая литература уже твердо стояла на ногах, иностранные авторы по-прежнему теснили русских. Пропорции уравновесились к 60-м годам.
Произведения прогрессивных авторов в этом книжном потоке составляли ничтожное меньшинство. Но именно из них постепенно образуется долговременный фонд детских библиотек. В борьбе с официальной идеологией, взявшей на вооружение пресловутую формулу «Православие, самодержавие, народность», передовая русская критика ратовала за подлинную народность (вопреки «квасному патриотизму»), за реализм и демократическую ориентацию в отборе и оценке детских книг. В. Г. Белинский и вслед за ним Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. И. Писарев, Н. В. Шелгунов выработали твердые критерии, исходя из идейных достоинств произведений, их эстетической, познавательной и воспитательной значимости. Лишь немногие книги и авторы отвечали столь высоким требованиям,
Белинский, посвятивший вопросам детского чтения около 200 статей и рецензий, чаще всего дает на новые книги (1830—1840) негативные ‘отзывы. «Мертвенность и безжизненность» убивают благие намерения. И тогда и позже на этом унылом фоне действительно хорошие сочинения противостоят «нравоучительным повестушкам», «которые составляют настоящий фонд нашей детской литературы и в которых рассказывается, как Ваня был груб и за это его не пустили гулять после обеда, а Маша была умница и за это получила яблоко»1. В 1840-х годах в переводной беллетристике задавали тон многочисленные рассказы и повести мещанских немецких писателей — Густава Ниритца (1795—1876) и Франца Гофмана (1814—1882), с одинаковой легкостью сочинявших на любые темы. Книги этих плодовитых ремесленников (Ниритц выпускал до двадцати повестей в год) включались в рекомендательные списки и выходили на русском языке до начала XX века.
Широкое распространение получила романтическая повесть из русской жизни «Параша Сибирячка» (1815). Ксавье де Местр (1763—1852), автор этой знаменитой книги, был французским аристократом, эмигрировавшим в годы революции в Россию, где дослужился до генеральского чина. «Параша Сибирячка» вызвала во французской литературе увлечение русской «экзотикой» (психологические и приключенческие романы о «благородных изгнанниках» с полуанекдотическими описаниями Сибири и жизни ссыльных поселенцев). Из произведений, связанных с этой темой, на полки детских библиотек перешли впоследствии романы Жюля Верна «Михаил Строгов» (1876) и «Цезарь Каскабель» (1890).
Литература романтизма заметно расширила и обновила репертуар детского чтения. Литературные и народные сказки прочно утверждаются в своих лучших образцах, вытесняя из обихода са-лонно-аристократические сказки подражателей Шарля Перро. Юные читатели постепенно знакомятся со сказками Музеуса, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Эрнста Теодора Гофмана, Ханса Кристиана Андерсена. В противовес «базарной» беллетристике, писатели-романтики вводят в детскую литературу эпические сказания разных народов, греческие мифы, народные и романтические баллады, «открывают» Шекспира, чья репутация как гениального драматурга ставилась под сомнение в эпоху Просвещения. Получают известность и переводятся на несколько языков, в том числе и на русский, «Рассказы из Шекспира» (1807) английского романтика Чарлза Лэмба. (1775— 1834), пересказавшего для детей его лучшие пьесы. Окружается пиететом имя шотландского «поэта-пахаря» Роберта Бёрнса. Завоевывают внимание и пропагандируются передовой критикой романы Вальтера Скотта и Фенимора Купера, а также их младшего современника Фредерика Марриета. Из них только последний предназначал свои книги для юношества. Несколько позже в детские библиотеки попадают реалистические произведения Диккенса. Правда, первые русские издания дают о нем превратное представление как об авторе «душеспасительных» книг. Например, одна из «Рождественских повестей» изложена под заглавием «Светлое Христово Воскресенье. Повесть для детей».
Как бы то ни было, диапазон расширялся. Осваивались новые и новые темы. Рядом с экзотикой морских приключений, странствий по нехоженым лесам и прериям — исторические романы о тревожных событиях далекого и недавнего прошлого; рядом с сельской идиллией —» социальные контрасты большого города, появление «школьной повести» как новой жанровой разновидности повествования о реальной жизни.