5. Напишите сочинение на одну из
предложенных тем по роману
«Преступление и наказание» (20 баллов):

Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Образ Петербурга, представленый в романе «Преступление и наказание», не соответсвует тому, который может возникнуть в романтическом воображении: «…Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и… особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу» — так опысывает Достоевский атмосферу города. Это – место, жить в котором – сплошное наказание:
мрачное, беспросветное, которое плохо пахнет и побуждает человека к таким же поступкам. Черные, грязные лестницы, ободранные стены, дворы-колодцы образуют город – ловушку, город- лабиринт, в котором вся жизнь сосредоточена вокругпьянства, скандалов и человеческих пороков. Это – больной город, населенный больными людьми, тусклый фон, на котором разворачивается призрачная трагедия жизни, «довершая отвратительный и грустный колорит картины».
С первых страниц автор уделяет большое внимание описанию интерьеров, которые являются символическим воплощением самого города, в котором невозможно жить. Так, Раскольников поселился в «крошечной комнатушке», имевшей «самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями». Эта комната, длиной в шесть шагов, «до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко», нампоминает камеру для преступника, клетушку, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». Жуткая комната давила на Раскольникова, постепенно уничтожая в нем человека. Долгие бесцельные часы, проведенные в ней, привели к появлению мыслей об убийстве. «А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» — впоследствии скажет он Соне. И Мармеладову, помимо распивочной, идти некуда: он меняет одни стены на другие. Его жилье – захламленная комната десяти шагов длиной, по которой разбросано детское белье, где есть два шатких стула, облезлый диван, голый стол и кровать, скрытая за рваной простыней. Вместе с тем, Петербург в романе – это не только среда, где зарождаются кошмары и преступления, но и место, где сосредоточена цветовая символика, имевшая для Достоевского большое значение. Желтый цвет в романе — символ болезни, нищеты, скудости жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от беспробудного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или на сундук» комнатушка  Родиона Раскольникова. Здания в желто-серых тонах. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», желтоватые обои в ее комнате. «Мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Таких деталей – множество. В них отражена застойность, безысходность существования главных действующих лиц произведения. Это – серо-желтый губительный туман, нависший над городом. Однако в романе говорится и о зеленом цвете, который означает надежду. Это — цвет платка, который, как символ своеобразной защиты и крест судьбы, носит  Катерина Ивановна, а потом — и Соня Мармеладова. Платок означает одновременно страдания, которые переживают носившие его женщины, и силу прощения, искупления. Умирая, Катерина Ивановна говорит: «Бог сам знает, как я страдала…». Следуя за Раскольниковым, который идет признаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова взять на себя страдание и искупить этим грех Раскольникова. В эпилоге, в сцене обновления, духовного воскрешения героя , Сонина голова в том же платке, изменившаяся после болезни. В этот миг зеленый цвет испытаний и надежд главных героев романа преобладает над желтыми проивоестестественными тонами Петербурга, что является признаком начала новой жизни. Пробуждаются от болезненного прошлого герои, город обновляется вместе с ними, ведь они теперь видят вокруг не только зло и запустение, но и добро. В образах Сонечки и Раскольникова автор раскрывает влияние окружающей реальности на человека. Ведь, по сути, Родион Раскольников ничего хорошего вокруг себя не видел, так мог ли он остаться хорошим?.. С другой стороны, Сонечка, у которой была еще более тяжелая судьба, смогла остаться человеком и сохранить в себе чувство сострадания. Достоевский сумел показать, как, живя в зловонном, страшном Петербурге, Раскольников постепенно теряет человеческое подобие. Город одурманивает его, душа героя – такая же нищая и неприглядная, как все вокруг. Потом появляется Сонечка, и можно видеть, что искренние чувства способны победить любую химеру. Оказывается, и в мрачном Петербурге есть совесть, красота, преданность, а значит, настоящая жизнь. Тяжелые сны развеиваются. В литературе двадцатого века сила воображения авторов придает образу города особое значение. По мнению специалиста по русской архитектуре девятнадцатого века, Е.И. Кириченко, «…изобразительное искусство город поэтизирует, официальный образ создает фотография, а литература город высмеивает и обличает …» Образ города относится к культурным архетипам. Но, несмотря на общность символики и характеров, в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Островского, Тургенева, Сологуба и других авторов, у каждого города – свое «лицо».
Таким образом, Петербург, обрисованный Достоевским в мрачных, пугающих тонах, перестает быть зловещим «городом, которого нет.» И, хотя в литературе образ города зачастую является своеобразным ловцом душ, уничтожая в людях человеческое и духовное, авторы, создавая силой своего таланта страшные и фантастические картины, обращают внимание читателя, прежде всего, на закономерности возникновения подобной действительности. Значит, стоит остановиться и задуматься, чтобы не превратиться в раба своего окружения или отражение сонного города. Учитывая печательный опыт героев прошлого, стоит прежде всего создавать «город» души, заботясь о том, чтобы он был прочным , светлым, гостеприимным. Только в этом случае наше настоящее станет ярче, а жизнь –гармоничнее. Книга сопровождает человека всю жизнь, становясь первым средством познания мира. Качественно написанное, «прожитое» произведение остается интересным, нужным на протяжении многих лет. Многие творения Достоевского кажутся фантастическим вымыслом: много внимания писатель уделил влиянию подсознательного, символам, приметам, грезам. Но стоит помнить, что похожий на мираж Петербург – средоточие реальных трагедий и счастливых завершений, город, где мечты не только разрушаются, но и могут стать частью действительности. Специалист по русской архитектуре девятнадцатого века, Е.И. Кириченко, выражает мнение о том, что «…изобразительное искусство город поэтизирует, официальный образ создает фотография, а литература город высмеивает и обличает …» Достоевский — также обличитель грехов, но он же — сторонник добра. Его романы воплощают стремление людей к лучшему, рассказывая о жизненных предметах и явлениях через разнообразные символы. Так, бытовые детали изображают социальные отношения. Вместе с тем, стоит отметить, что признаки, которые характеризуют ту или иную ситуацию, являются гибкими и взаимопроникающими.
Красота чувств и губительное влияние пороков открываются в творчестве Достоевского, чей талант не забыт со временем. Раскольников, князь Мышкин, братья Карамазовы — эти герои будоражат воображение не одного поколения читателей
Произведения Достоевского, продолжая традиции предшественников, занимают особое место в литературе. Во многом это определено глубиной, реализмом и актуальностью его творческого наследия. Основная значимость его творений заключается в том, что, через систему образов, автором отражены быт, нравы, отношения между людьми. Все то, что важно и для современного читателя. Секрет произведений Достоевского не разгадан до конца, но его «Преступление и наказание» — вечная иллюстрация жизни, как, хочется думать, будет вечен не только Рим, но и город на Неве.

6. Дайте развёрнутые ответы на
вопросы (5 баллов):
1. Объясните, почему в 1805 году Андрей
Болконский отправляется на войну и что
происходит с ним после ранения?
1805 год становится переломным для князя Болконского: он мечтает достичь некой высокой цели, добиться признания. Средством для этого выступает война. Но, получив ранение в Аустерлицком сражении, князь открывает для себя ценность жизни, бесчеловечность и нелепость войны, в которой на самом деле нет ничего возвышенного. Встреча с Наполеоном довершает крушение идеалов Андрея, и он говорит себе, что больше никогда не будет воевать.

2. Какую роль в жизни Болконского
сыграла встреча с Наташей, и почему не
состоялся их семейный союз?
Наташа – нечто новое и прекрасное в жизни Болконского. Ему казалось, что встреча с ней возродит его к жизни, станет началом пути для них обоих. Однако Наташа была слишком юной, пылкой и беспечной. Ожидание свадьбы – целый год, стало губительным для нее и она увлеклась Курагиным – скорее, по наивности, чем по злому умыслу. Однако после этого случая князь перестал ей доверять, что сделало их союз невозможным.
3. Расскажите, какими способами Пьер
пытался стать «как все» и к чему это
привело?
Пьер Безухов – живая, любознательная личность, стремящаяся найти свое место в жизни. Быть светским человеком – тяжело для него, однако он, в силу своего положения, пытается быть, «как все» — женится на Элен, присутсвует на вечерах, занимается благотворительностью, пробует проводить реформы в своем хозяйстве. Можно сказать, прожигает жизнь, но это не приносит ему удолетворения, как и связь с масонами, чье учение оказывается такой же декорацией, как все вокруг. Поэтому Пьер Безухов похидает чуждую ему среду, чтобы найти себя и свое предназначение.
4. Объясните, почему в 1812 году Пьер
отправляется на войну? К какому пониманию
смысла жизни пришёл Пьер после плена?
Какую роль в жизни Пьера сыграла встреча с
Платоном Каратаевым?
Пьер отправляется на войну, чтобы понять, для чего он живет и к чему стремиться, ведь ни в светском обществе, ни в масонской ложе он не нашел ничего для своей души. Плен – это большое испытание для человека. Находясь в плену у французов, Безухов приходит к пониманию того, что в жизни все взаимосвязано, что не стоит к чему-то особенно привязываться либо огорчаться. Иными словами, нужно быть простым, радоваться чему-то привычному и плыть по течению жизни, ни от чего себя не отделяя. Общность жизни народа и жизни, как таковой, движение по кругу, соединяющее все со всем – вот основной урок, который усвоил Пьер после встречи с Каратаевым. По Толстому это – представление жизни, как «жидкого колеблющего шара», состоящего из множества сливающихся капель.
5.В чём обретает смысл своей жизни
Наташа Ростова?
Наташа Ростова – лирическая героиня. Она живет эмоциями, интуицией, внутренними искренними порывами. То есть, жизнью сердца. Неяркая внешность и простота натуры, жертвенность, одухотворенность предопределяют , что личность этой героини лучше всего раскроется не в образе светской красавицы либо искатетельницы идеала, а в образе, предполагающем служение. Можно сказать, что высшее служение для женищины – это семья, материнство. Именно в нем и обретает смысл своей жизни Наташа Ростова.
7. Прочитайте стихотворение поэта Ю.
Д. Левитанского (1922 – 1996).
Элегия
Тихо. Сумерки. Бабье лето.
Четкий, частый,
щемящий звук –
будто дерево рубят где-то.
Я засыпаю под этот звук.
Сон происходит в минувшем веке.
Звук этот слышится век назад.
Ходят веселые дровосеки,
рубят, рубят
вишневый сад.
У них особые на то виды.
Им смешны витающие в облаках.
Они аккуратны.
Они деловиты.
У них подковки на сапогах.
Они идут, приминая травы.
Они топорами облечены.
Я знаю –
они, дровосеки, правы.
Эти деревья обречены.
Но птица вскрикнула,
ветка хрустнула,
и в медленном угасанье дня
что-то вдруг нестерпимо грустное,
как дождь, пронизывает меня.
Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний. Я ни при чем.
Рубите вишневый сад!
Рубите!
Он исторически обречен.
Вздор – сантименты! Они тут лишни.
А ну, еще разик! Еще разок!
…И снова снятся мне
вишни, вишни,
красный-красный вишневый сок.

Как «Элегия» Левитанского соотносится с
содержанием чеховской комедии?

В стихотворении идет речь о вишневом саде, который «исторически обречен», но неосознанно герой восстает против этого, чувствует вину, как и в контексте чеховской комедии, ведь рубят не просто сад – рубят прошлое ради эфемерного будущего.

С чьей точки зрения написано
стихотворение?
С точки зрения стороннего наблюдателя: «я посторонний. Я ни при чем.» Но на самом деле это не так – герой переживает.

Кому из персонажей комедии близка
позиция лирического героя?
Лопахину.

Какой персонаж становится в
стихотворении главным?
Скорее всего, дровосеки – как вершители судьбы сада и его обитателей.

Каким новым символом дополняется
чеховская символика? (5 баллов).__
«красный-красный вишневый сок.»

1.Аналогично комплексному анализу стихотворения «Фонтан» Ф.И.Тютчева
проведите анализ стихотворения « Как океан объемлет шар земной…», включив в него расшифровку понятий океан, сон, стихия в мировосприятии Тютчева. Определите тему стихотворения и основную мысль. Охарактеризуйте взаимоотношения мира и человека. Докажите на примере данного стихотворения, что для Тютчева характерно трагическое мироощущение (10 баллов).

Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Стихотворение «Как океан объемлет шар земной» датируется 1830 годом. В это время Тютчев живет в Мюнхене. Встречи с философами, литераторами влияют на его творчество. Тема данного стихотворения – сон, в который погружаются герои, жизнь человеческой души, что характерно для творчества поэта. По композиции стих делится на три строфы, три части, которые определяют его мысль. Мысль эта заключается в сравнении стихии океана и стихии ночи, которые способны охватить человека, властвовать над ним.Это – силы, котрые управляют героями.Сон – это такое переходное состояние между материальным и духовным, земным и волшебным. Он словно открывает двери в другой мир. Ночь «нудит и просит», влечет, герои хотят уплыть, но прилив их уносит. Таким образом, голос ночи господствует над душой, а океан – над телом. Небо сливается с водой, это слияние опасно для героев, они не знают, что их ждет: «И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.» Такой финал, где герои обречены прекрасным, но грозным стихиям, подчеркивает трагическое мироощущение Тютчева.
2. Напишите эссе на тему «Кому сейчас на Руси жить хорошо» (10 баллов).

«Кому на Руси жить хорошо» — вопрос, возникший у семерых мужиков – жителей деревень с красноречивыми названиями «Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож…», которые сошлись «на столбовой дороженьке». Каждый из них отстаивает свое мнение, споря и дерясь так, что «весь лес переполошился, С летающими птицами, Зверями быстроногими, И гадами ползущими, — И стон, и рев, и гул…»Эхо разносит шум повсюду. Сам автор отмечает: « И вправду: сами спорщики едва ли знали, помнили – о чем они шумят…» Примечательно, что в поэме можно выделить несколько образных деталей, с помощью которых раскрывается замысел поэмы: переполох в лесу – это положение дел после крепостной реформы, эхо – намек на то, что «шум», или народное недовольство, распространится по всей стране ,то, что спорящие не осознают и не помнят, о чем шумят, означает, что есть проблема, но нет понимания того, как она возникла. В поиске ответа на свой вопрос, герои, получив помощь от волшебной пеночки, отправляются путешествовать, чтобы узнать, кому же, все-таки, живется на Руси хорошо. Но понимают, что каждый на Руси – несчастен по-своему.. Поп, которого мужики встретили первым, говорит: «Сбирай мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о святой. Крестьянин сам нуждается, И рад бы дать, да нечего…». Из дальнейшего разговора становится понятно, что ни особого богатства, ни душевного, ни материального, у попа нет.Затем мужики попадают на ярмарку и ночью видят, что «Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные. И стоном стон стоял!»; Народ на ярмарке — разный, но всех коснулось духовное разрушение. Люди лишены способности, стремления жить по-человечески, а значит – и возможности жить лучше..
Помещик Оболт-Оболдуев рассказывает о своей прежней полной жизни, но, заслышав погребальный звон, восклицает: «Звонят!..Ой жизнь широкая! Прости-прощай навек! Прощай и Русь помещичья! Теперь не та уж Русь…» И крестьяне понимают, что «Порвалась цепь великая, Порвалась –расскочилася… Одним концом по барину, Другим по мужику!..»
Таким образом, замысел поэмы состоит в том, чтобы показать: никто на Руси не знает счастья, и произошло так из-за того, что нельзя нарушать естественную связь, по которой благополучная жизнь одного человека зависит от поведения другого. Крестьянство всегда обеспечивало пропитание и другие блага остальным социальным слоям. Пренебрежение к народу, его потребностям, потребительськое отношение к нему, привело к тем безрадостным последствиям, которые указаны в поэме. Впоследствии, автор изменил замысел своего произведения, воплотив идею самопожертвования в образе Гриши Добросклонова – народного защитника, чье счастье – это счастье всего народа. Фамилия этого героя, Добросклонов, подчеркивает, на мой взгляд, мысль Некрасова о том, что главное – склоняться к добру, причем, к добру не только для себя лично, но и к общему для всех.
Если говорить о том, кому сейчас на Руси жить хорошо, думаю, нельзя ответить однозначно, точно так же, как и в поэме Некрасова. Мир стремительно меняется с каждым мгновением, люди – разные, стремления у всех – тоже. Можно предположить, что сейчас, да и в любое время, на Руси хорошо жить тому человеку, который духовно развит, не имеет завышенных потребностей и дорожит извечными нравственными ценностями. То есть, простая русская душа. Или же – человеку обеспеченному, самодостаточному, но такому, что не гонится лишь за деньгами и не «горит» на работе, а находит время для развития, занимается посильной благотворительностью, и, конечно же, не причиняет вреда родной стране – не мошенничает, бережет экологию. Если говорить обо мне лично, то я думаю, что на Руси жить хорошо – это когда твоя семья с тобой, рядом – близкие люди, есть крыша над головой, учеба или любимая работа, а если появиться больше возможностей применить свои знания, реализовать свои мечты – на Руси станет жить не просто хорошо, а прекрасно
Став отражением жизни русского народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» полноправно входит в число шедевров русской литературы. Некрасов выстрадал замысел своего произведения так же, как русский народ выстрадал свое право на лучшую жизнь. Современному читателю некоторые мысли автора могут показаться несбыточными и наивными. Вместе с тем, поэма остается удивительно актуальной и в наши дни, так как отношения, основанные на потреблении, процветают и сейчас, многие социальные проблемы остаются такими же острыми. Исходя из этого, поэма «Кому на Руси жить хорошо» призвана оставаться увлекательным уроком для думающих людей, напоминая о том, что хорошая жизнь, во всех лучших ее проялениях, зависит от каждого из нас.
3. Проанализируйте стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» (10 баллов).
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Это стихотворение появилось в 1850 году, было опубликовано в журнале «Москвитянин», под заголовком «Шепот сердца». Написано в импрессионистской манере, которая характерна для творчества Фета. Тема – любовь и природа. Мотив – встреча влюбленных, перемены в их настроении и вокруг. Тема и мотив связаны с сюжетом стиха, который раскрывает устойчивую связь между переживаниями героев и окружающим миром. Острая проблематика в стихотворении отсутствует. Его лирический герой – влюбленный. Настроение стиха – возвышенное, строится по нарастающей. Жанр – лирическая миниатюра.

Вопросы и задания к стихотворению:
1.Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста? Чувство радостного ожидания. По ходу текста настроение меняется на грусть от расставания.
2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
Безглагольность придает стихотворению удивительную плавность и динамику. Чувство героев является целостным, как и сам стих, состоящий из одного предложения, проходящего через три строфы.
3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
«Шепот, робкое дыханье» героев слиты с пением соловья, шумом ручья, игрой света и теней, рассветом.
4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.

5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно? Краски и звуки создают выразительную образную картину. В первой строфе – еще вечер, ночь, темно. Во второй — уже ближе к утру, светлеет, значит, можно увидеть, что происходит вокруг.

6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета? «Пурпур розы», «отблеск янтаря», дымность облаков. Цветовая гамма меняется от темно-красной до золотой, что позволяет угадать образ рассвета. Символика цвета традиционна для подобных образов.

7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды? Потому что влюбленных ждет разлука, а заря означает начало нового дня, а значит, нового вечера и следующей встречи. Для усиления эмоционального эффекта – это и прекрасно, и печалит влюбленных.

1.Назовите хронологические рамки поэзии серебряного века, перечислите литературные направления и их представителей (2 балла). Поэзия серебряного века условно берет свое начало с 1890 года и, предположительно, существует по первое двадцатилетие XX века. Основные ее течения – символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, крестьянская поэзия, имажинизм. Представители – Мережковский, Гиппиус, Блок, Бальмонт; Ахматова, Иванов; Маяковский; И.Северянин; А.Клюев; С. Есенин;
2. Объясните истоки появления образа Прекрасной Дамы в поэзии А.Блока и расскажите о причинах его исчезновения (2 балла). Образ Прекрасной Дамы появляется под влиянияем учения Вл. Соловьева. Затем происходит постепенный упадок символизма, как формы творческого выражения. На поэзию Блока значительное влияние оказывают революционные события, что и приводит к исчезновению данного образа.
3. Дайте объяснение термину стихия по Блоку и раскройте смысл финала поэмы «Двенадцать» (2 балла). Стихия по Блоку – это исторческии обусловленная сила, которая оказывает влияние, управляет ситуацией. Смысл финала поэмы «12» — очищение, перерождение, начало нового пути, образом чего выступает Христос.
4. Что вы знаете о жизненной трагедии В. Маяковского(2 балла). Маяковский трагически ушел из жизни, самоубийство.

5.Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
А) А. Блок был приверженцем кубофутуризма (1 балл).Приверженцем символизма.
Б)Для поэтического языка символистов было характерно активное словотворчество (создание неологизмов) (1 балл). Это было характерно для футуризма и его ответвлений.
В)Образ Прекрасной Дамы создал А. Белый(1 балл). А.Блок
Г)Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного «самовитого» слова была характерна для символистов и особенно для А. Блока(1 балл). Абсолютизация слова являлась характерной для футуристов.
Д)Традиция называть эпоху конца XIX – начала XX века в России «Серебряным веком» (или «русским культурным романтизмом») возникла в русском зарубежье(1 балл). Или «русским культурным ренессансом» — возрождением.
Е)Основным принципом эстетики футуризма является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа(1 балл). Нет. Это эстетика символизма.
Ж)Литературное направление, названное акмеизмом (адамизмом), просуществовало более двадцати лет(1 балл).Нет — около 2-х лет.
З)Акмеистов интересует потусторонний мир, красота жизни во всех её чувственных проявлениях(1 балл). Нет. Это интересовало символистов.
И)Подобно другим модернистским течениям, футуризм был однороден, не распадался на группировки(1 балл). Футуризм не был однородным. Примером тому – эгофутуризм, кубофутурпизм.
К) Русский модернизм представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, романтизмом(1 балл). Нет. Символизмом, акмеизмом, футуризммом.
Л)Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были похвала и сочувствие(1 балл). Нет – они творили ради новых словоформ.
М)Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого потустороннего мира(1 балл). Нет. Вещественность, внимание к деталям, быту, четкость — основные черты поэзии акмеизма.
6. Прочитайте стихотворения, определите его принадлежность к одному из направлений серебряного века, назовите характерные черты направления, нашедшие отражение в каждом стихотворении (6 баллов):
А)Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растёт.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
Стихотворение написано К.Бальмонтом. Ему присуща образная насыщенность, иносказательность. Оно сосредоточено на ощущении томления, переходящего в отчаяние. Настроение стиха выражено в символической форме, что позволяет утверждать: произведение относится к такому направлению, как символизм.

Б ) Как я люблю фламандское панно,
Где овощи, и рыбы, и вино,
И дичь богатая на блюде плоском –
Янтарно-желтым отливает лоском.
И писанный старинной кистью бой –
Люблю. Солдат с блистающей трубой,
Клубы пороховые, мертвых груду,
И вздыбленные кони отовсюду!
Это стихотворение принадлежит Г. Иванову. Исходя из вещественности, четкости описания, внимания к деталям, их эстетизации, которая касается материального мира, произведение относится к направлению акмеизм.
В) Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?
Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев
покрою умную морду трамвая.
Это стихотворение написано В. Маяковским. Исходя из необычной формы стиха, сочетаний «тысячедневных мук», «камня корою» «умную морду трамвая», он относится к направлению футуризм.

1. Расскажите, как и почему из Горького создали миф о революционном писателе?(1 балл)
«О Горьком, как это ни удивительно, до сих пор никто не имеет точного представления», – писал Бунин в 1927 г. (Бунин. Собр. соч. т. 9. С. 292). Так как Горький известен, как создатель произведений революционного направления, можно предположить, что именно это послужило причиной создания мифа, а произошло так потому, что это было выгодно тогдашней власти.
2. Назвать героя. Дать характеристику её личности (1 балл).
Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний.
Старуха Изергиль, рассказчица. Много пережившая и знающая, сильная, необычная личность.
3. О каком наказании и для кого идет речь? (1 балл)
О наказании за то, что считает себя первым на земле. О наказании для сына орла.

— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание. Вы не выдумаете такого в тысячу лет!_Наказание ему – в нем самом!__Пустите его –пусть он будет свободен. Вот его наказание!______________________. __________________________. И тут произошло великое. Грянул гром с небес, -хотя на них и не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого.

4. О каком герое идет речь? Как выражено авторское отношение к герою? Охарактеризуйте ситуацию, в которой были произнесены эти слова. (1 балл).
О герое Данко. Авторское отношение выражено в словах: «молодой красавец», «Красивые – всегда смелы». Люди должны были пройти через дремучий лес, чтобы не погибнуть.

___Данко________ — один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: — Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец!
5. О каком герое идет речь? Завершить сравнение. Что является основой характера героя? (1 балл).
О герое по имени Ларра. – Гордыня.
…он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у__царя птиц.__________________. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе.
6. О каком герое идет речь? Как выражено авторское отношение к герою? Охарактеризуйте ситуацию, в которой были произнесены эти слова. В чем особенности пейзажа в данном отрывке? Какой типичный конфликт романтического произведения реализуется в этом отрывке? (1 балл).

О Данко. «Все дружно пошли за ним – верили в него». Шли через лес, потому что Данко дал им надежду и сам верил в спасение. Пейзаж означает препятствия и сомнения на пути к цели. Конфликт в том, что Данко оказывается в ситуации «один против всех», ему не верят и не понимают его.

Повел их _Данко________. Дружно пошли все за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, и вес меньше было сил! И вот стали роптать на _______Данко_____, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
7. О каком герое идет речь? Что осталось от него? За что он был наказан? (1 балл).
О герое Ларра – сыне орла. Тень. За гордость.
Так с той поры остался он один, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. Он все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. Н нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!

11. Проанализируйте (по выбору) один из рассказов М.А.Шолохова из сборника «Донские рассказы»: назовите главных героев, охарактеризуйте их взаимоотношения, сформулируйте основной конфликт рассказа, объясните авторскую идею и смысл финала. (5 баллов).
Главные герои рассказа «Алешкино сердце» — Алешка, очкастый, Иван Алексеев, Макарчиха. Кроме очкастого, никто не относится к Алешке, у которго от голода страдала вся семья, по-человечески. Макарчиха убивает Алешкину сестру Польку, затем – топит его самого, но парень выживает. Иван Алексеев, беспринципный богатей, взяв Алешку в работники, издевается над ним. В больном и безропотном парне никто не видит человека, ему желают смерти.Лишь очкастый спасает Алешку, когда тот, при столкновении с бандой, пришедшей в деревню, накрывает собой гранату, чтобы спасти невиновных. Рассказ называется «Алешкино сердце» — этим автор подчеркнул, что сердце есть только у Алешки, и только один человек, очкастый способен это видеть. Смысл финала в том, что подвиг Алешки тронул очкастого, его сердце дрогнуло, поэтому он и плакал, и улыбался, ведь этот, переживший много страшного, паренек не озлобился, не очерствел, а остался человеком.

Проанализируйте стихотворение К.Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.
К какому жанру можно отнести данное стихотворение? Какова его композиция? Почему в стихотворении звучит многократное повторение слова «жди»? Сформулируйте тему и основную мысль стихотворения. В каком состоянии находится лирический герой? Как оно связано с поэзией военных лет? (5 баллов).
Данное стихотворение можно отнести к жанру «послание»: оно напоминает содержание заветных фронтовых треугольников, которых множество было в то время. Автор облек слова, которые хотел сказать каждый солдат, в музыкальную поэтическую форму. Композиционно стихотворение состоит из трех частей. Это – триптих любви и надежде. «Жди»- ключевое слово, поэтому оно повторяется много раз, усиливая эмоциональное воздействие. Тема стиха – вера, спасительное ожидание. Основная мысль – умение ждать, мысли о любимом человеке, вера в него, способны сотворить чудо. Лирический герой находится в состоянии надежды на встречу, он вверяет любимой, ее чувству, свою жизнь. Стихотворение написано в самом начале войны, оно стало одним из самых читаемых в то время.

2. Напишите сочинение-миниатюру «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников»? (5 баллов).

«Об огнях-пожарищах,О друзьях-товарищах…»(И. Френкель. «Давай закурим, товарищ мой…»

Великая Отечественная Война 1941-1945 годов способствовала возникновению нового периода в истории современной литературы. Книг о войне посвящены подвгам, которые были совершены во имя свободы Родины, ради жизни. Тема войны раскрывается в трилогии Константина Симонова («Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), в которой идет речь о том, как, еще вчера беспечные, дети вынуждены взрослеть, становится солдатами, признавать свою личную ответственность за происходящее. Военная реальность отражена в творчестве А.Т. Твардовского: «Василий Теркин» раскрывает события военных лет без пафоса и прикрас. О войне писали многие авторы, но можно сказать, что их мнения сходны в одном: война – это грязное, бесчеловечное дело. С окончанием войны эта тема не забыта, «потому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени не прошло, не остынет в наших сердцах», — говорил В.Быков.
Повесть В.Быкова «Сотников» — реалистичное произведение. Именно своей реалисичностью она и страшна. Произведение построено на неявном, но противопоставлении двух героев — антитезе. В ходе повествования читатель знакомится с главным героями: Сотниковым и Рыбаком. Начало повести кажется довольно типичным для военной прозы: идут два обессилевших фронтовых товарища, один из которых ранен, мечтают о крове и отдыхе, а находят сожженную деревню. Дальнейшие события раскрывают характеры друзей с неожиданной стороны: Рыбак оказывается, можно сказать, приспособленцем, ради того, чтобы выжить, он соглашается сотрудничать с немцами. Сотников, наоборот, пытается спасти попавших в плен Демчиху, девочку Басю и остальных, взяв вину на себя и говоря, что он – партизан. Примечательно, что беспринципность Рыбака проявляется не сразу, а как бы прорисовывается тонкими штрихами: вначале он начинает относится к раненному Сотникову, как к обузе, и думает, что, когда тот умрет, станет гораздо легче, потом и в конце повести все равно во всем обвиняет Сотникова, хотя сам убил его по приказу немцев. В процессе чтения можно заметить, что Рыбак живет инстинктами: ему главное поесть-попить, сбежать… То есть, он занят, прежде всего, собственными интересами. О чем заставляет задуматься эта повесть?.. – о том, что война раскрывает как положительные, так и отрицательные качества человека, меняет его до неузнаваемости, каким обманчивым может быть первое впечатление. Так, черствая с виду Демчиха оказывается гораздо порядочней угодливой старостихи, два товарища — на одной и той же войне, только один, Сотников, остается человеком до конца, а Рыбак – нет. Есть у Быкова еще одно произведение — «Обелиск», в котором рассказывается об учителе Морозе Алесе Ивановиче. Этот неприметный человек постепенно завоевывает расположение своими поступками. Он не чурается никакой работы. Мороз при немцах остался работь в школе, говоря: «Плохому не научу. А школа необходима, не будет учить мы – будут оболванивать они». Вокруг Мороза сплотилась группа учеников. Они хотели защитить своего любимого учителя от полицая Каина, но без оружия ребята были обречены. Они подпилили опоры моста, полицейские не пострадали. А детей забрали в тюрьму. Когда их повели на расстрел, Мороз сумел спасти Павла Миклашевича. Учитель до конца оставался во своими учениками, видя свой долг в том, чтобы достойно умереть, раз не сумел их уберечь.  Книги о войне много, и основное в них – память: о тех, кто воевал, защищал, лечил, обо всех, кто подарил потомкам победу, и о тех, кто «не вернулся из боя». Главное – чтобы никто не был забыт. В рассказах военных и послевоенных лет – судьбы людей: разные и схожие в своей горести. И в наше время, к сожалению, не везде на планете – мир. Поэтому полезно иногда возвращаться к произведениям, которые, как и в повести «Сотников»,рассказывая о войне, утверждают:в любой ситуации, любом испытании главное — остаться человеком,
3.Прочитайте рассказ В.М.Шукшина «Сапожки» и ответьте на вопросы. Краткое содержание рассказа может выглядеть следующим образом: «Шофер Сергей Духанин приехал из деревни в город по делам. В магазине он увидел красивые дорогие сапожки и решил купить их жене, чтобы порадовать ее. Долго сомневался: сапожки дорогие, половину зарплаты месячной стоят, да и размера обуви жены он точно не знает. Однако все же купил. Очень волновался, как воспримет жена покупку. Жена примеряла сапожки – оказались малы. За покупку мужа не бранила, сапожки были обещаны старшей дочке, если она хорошо закончит 10-й класс».

Можно ли сказать, что кратким содержанием исчерпан смысл рассказа?
Нет.
Что осталось за пределами пересказа? О чем все-таки рассказ Шукшина?
За пределами рассказа остались переживания Сергея Духанина, его сомнениях: стоило ли делать покупку?.. Пересуды шоферов.Эмоции семьи при виде сапожек.

В рассказе есть эпизоды, которые формально не играют роли в развитии действия (конфликт с продавщицей, диалог шоферов о попе и пр.) Какова их роль для понимания рассказа?
Роль этих эпизодов заключается в том, чтобы раскрыть характер главного героя, показать, что отношения и ценности в их семье отличаются в лучшую сторону.

Приведите пример того, как характер человека проявляется в его речи, портрете, особенностях поведения (на примере одного из героев). Продавщица – «с тощей грудью», повторяет: «нечего смотреть!», злится, швыряет сапожок. Можно сделать вывод, что она – несчастливый, озлобленный человек, потому что о ней некому заботиться и дарить подарки.

Можно ли сказать, что это рассказ не о сапожках, а о человеческих отношениях? Докажите свою точку зрения.
Да, можно: герой задумывается, как тяжело живется его жене, хочет ее порадовать. Она не ругает его за покупку, хотя сапожки оказываются малы. Семья находит разумный компромисс.

В чем смысл финала рассказа?
В том, что Сергей убедился – жена любит его не за подарки или другие покупки, а за то, какой он есть.

Прочитайте внимательно последний абзац: «Сергей встал, загасил окурок и пошел в горницу. Улыбнулся сам себе, качнул головой… Но не подумал так: «Купил сапожки, она ласковая сделалась». Нет, не в сапожках дело, конечно, дело в том, что… Ничего. Хорошо».
Если дело не в сапожках, то в чем? Почему автор обрывает фразу, которая могла бы объяснить, в чем именно дело? Попробуйте продолжить эту фразу самостоятельно
Дело в том, что между Клавдией и Сергеем сохранились чувства, пусть не такие яркие, как в юности, зато искренние и крепкие, не основанные на материальном. Нет, не в сапожках дело, конечно, дело в том, что любит она меня, не смотря ни на что.»

(10 баллов).

4. Раскройте тему «Прошлое и настоящее Матрены». Покажите, какую роль в рассказе «Матренин двор» выполняет тот и другой план. Назовите других персонажей рассказа. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини? Почему был возможен заголовок «Не стоит село без праведника»? Раскройте его философский смысл. (10 баллов).
В прошлом для Матрены было возможно счастье – она была молода, ее дом был красив и крепок, у нее была семья. В юные годы всегда надеешься на лучшее. Но – не сложилось. Как ветшали дом и двор, так ветшала и жизньМатрены. Но настоящее – страшнее, потому что оно не оставляет надежды. И прошлое, и настоящее Матрены показывают, что она никогда не знала такого счастья, которого заслуживала. А также то, что от прошлого не скроешься, а над настоящим человек не властен. Другие персонажи рассказа – постоялец Игнатич, которму она смогла открыть свою душу, Фаддей, который напоминал о прошлом и в настоящем стал прообразом разрушения, воспитанница Кира, подруга Маша, сестры. Сложно сказать, какую роль они сыграли в судьбе – появлялись рядом с героиней, но, по сути, она всегда была одинока. Потому, что Матрена была праведницей и с ее смертью все в деревне изменится к худшему, она словно бы оживляла ее своим присутствием. Автор хотел подчеркнуть, что без таких людей, как Матрена, добрых, отзывчивых, бесхитростных, нет и жизни.

5.Составьте свод правил, сформулированных Шуховым в лагере, и докажите, что в течение дня он ни разу их не нарушил (5 баллов).

1.«Шухов никогда не просыпал подъема, всегда вставал по нему — до развода
было часа  полтора времени своего, не казенного, и кто знает лагерную жизнь,
всегда может  подработать…»
2«Шухов же сорок  лет  землю топчет, уж  зубов нет
половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал  ни с кого и в
лагере не научился.»

3.«В контрразведке били Шухова  много. И расчет  был у  Шухова простой: не
подпишешь  — бушлат деревянный,  подпишешь  — хоть  поживешь  еще малость.
Подписал.»

4.Запасливый лучше богатого.
    
5. «Сейчас  ни на  что Шухов не  в обиде: ни что срок  долгий, ни что  день
долгий,  ни что воскресенья  опять  не  будет.  Сейчас он думает: переживем!
Переживем все, даст Бог кончится!»

6. «Он не сказал: «Ну, получили?» — потому, что это  был бы намек,  что он
очередь занимал и теперь имеет право на долю.  Он  и так знал, что имеет. Но
он не был шакал даже после восьми  лет  общих работ  — и  чем  дальше,  тем
крепче утверждался.»

7. «Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюха не распяливает.»

Доказать, что Шухов в течение дня ни разу не нарушил свои правила, просто: он засыпает счастиливым, его не мучает совесть, что он сделал что-то не так. За много лет герой настолько свыкся с их соблюдением, что у него даже мысли не возникает поступить иначе, поэтому он удивляется себе, что задержался с подъемом, хотя и заболел. Правила – залог его выживания, средство оставаться человеком. Шухов осознает – нарушить их хоть раз – перестанешь быть самим собой и весь привычный уклад разрушится.

1. Выполните тест (20 баллов). Все вопросы предполагают одиночный выбор ответа.

Кто ввёл определение «Серебряный век»:
А) Н.Бердяев В) А.Блок
Б) В.Брюсов Г) Вл.Соловьёв

Какой из поэтов не принадлежит «серебряному веку»:
А) С.Есенин В) А.Фет
Б) Н.Гумилёв Г) В.Брюсов

Чья биография была превращена в миф о революционном писателе:
А) В.Маяковского В) М.Булгакова
Б)М.Горького Г)И.Бунина

К какому литературному направлению принадлежит творчество А.Блока:
А) футуризм В) Имажинизм
Б) акмеизм Г) Символизм

К какому литературному течению одно время принадлежал С.Есенин:
А) Имажинизм В) Реализм
Б) Романтизм Г) Футуризм

Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
А)Эпитет В)Сравнение
Б)Метафора Г)Антитеза

К какому литературному течению принадлежал В.Маяковский:
А) Футуризм В) Акмеизм
Б) Эгофутуризм Г) Символизм

Творчество какого писателя связано с темой человека в тоталитарном государстве:
А) В.М.Шукшина В) М.А.Булгакова
Б) А.И.Солженицына Г) В.Быкова
9. Героем какого рассказа Горького является Данко:
А) «Макар Чудра» В) «Челкаш»
Б) «Старуха Изергиль» Г) «На дне»
10.Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек-это звучит гордо!»
А) Сатину В) Актёру
Б)Луке Г) Пеплу
11.Появление образа Прекрасной Дамы у Блока связано с:
А) фантазией Блока
Б) с философией Платона и В.Соловьёва
В) с матерью
Г) заимствовано у других поэтов
12.Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С. Соловьёва:
А) Символизм В) Реализм
Б) Романтизм Г) Футуризм
13.Кто произнёс фразу «Бог умер!»:
А) К. Маркс В) В.Ленин
Б) Ф Ницше Г) И. Сталин
14. Какого литературного направления не существовало в литературе XX века:
А) классицизм
Б)модернизм
В) социалистический реализм
Г) реализм xx века
15.Какая концепция реализуется в «Донских рассказах» М.Шолохова:
А) «Человек – венец творения»
Б) «Человек-это звучит гордо»
В) «В человеческом мире выживает
сильнейшая особь Г) «Ни те, ни эти не по совести»

16. Термин «деревенская проза» связан:
А) с «Хрущёвской оттепелью»
Б) с Вов
В) с правлением Сталина Г) с революцией
17. К «деревенской прозе» относится:
А)М.А.Шолохов
Б)В.Шукшин
В)Ю.Бондарев Г) М.Булгаков
18. Любимый герой Шукшина:
А)Дурачок В)Тихоня
Б)Чудик Г) Выскочка
19. Приём, использованный Булгаковым в повести «Собачье сердце»:
А)Сатира Б) Эзопов язык
В) соединение фантастики с бытовым гротеском
Г) Гипербола
20. В каком произведении XX века поднимается тема праведничества:
А)«Матрёнин двор» Б) «Мастер и Маргарита»
В) «На дне»
Г) «Донские рассказы»
2. Установите соответствие «произведение — автор» (8 баллов).
1. «Срезал» А. В.М.Шукшин
2. «Один день Ивана Денисовича» Б. А.И.Солженицын
3. «Родинка» В. М.Шолохов
4. «Роковые яйца» Г.А.Булгаков
5. «Двенадцать» Д. А.Блок
6. «Леди Макбет Мценского уезда» Ж. Н.С.Лесков
7. «Рудин» З. Б. И.С.Тургенев
8. «Послушайте!» Е. Н. В.Маяковский
9. «Мать» И. М.Горький
10. «Живые и мёртвые» К К Симонов
11. «Свои люди-сочтёмся» Л А.Н.Островский
12. «Вишнёвый сад» М. В. А.П.Чехов
13. «Сотников» Н.В. Быков
14. «Севастопольские рассказы» О. Л.Н.Толстой
15. «Преступление и наказание» П. Ф.М.Достоевский
16. «Кому на Руси жить хорошо» Р. Н.А.Некрасов
Перед вами литературные герои, объедините их по принципу «герои, созданные одним писателем » ( по 3 героя). Укажите писателя (10 баллов).
Свидригайлов, Соня Мармеладова,Родион Раскольников;
Достоевский

Сонетка, Катерина Измайлова, Сергей;
Лесков

ЕвдоксияКукшина, Аркадий Кирсанов,
Евгений Базаров;
Тургенев

Квашня,Сатин,Данко;
Горький

Преображенский, Швондер, Шариков;
Булгаков

Кира, Матрёна, Фаддей;
Солженицын

Катерина Кабанова, Кудряш, Дикой;
Островский

Дёмчиха, Сотников, Рыбак;
Быков

Пьер Безухов, Платон Каратаев, Марья Болконская;
Толстой
Ионыч,Ермолай Алексеевич Лопахин, Беликов.
Чехов

3. Соотнесите дату и событие (10 баллов):
1. 1805 г . 1. Начало действия романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
2. 1959 г. 2. Написан рассказ А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
3.1967 г. 3. Появление программного рассказа В.Шукшина «Чудик»
4. 1861 г. 4. Отмена крепостного права
5. 1918 г . 9 ноября 5.Родился И.С.Тургенев
6. 1818 г. 6. Закончена работа над поэмой А.Блока «Двенадцать»
7. 2008 г. 7. Смерть А.И.Солженицына
8. 1863 г. 8. Начало работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
9. 1902 г. 9. Написана пьеса «На дне»
10.1925 г . 10. Гибель С.А.Есенина
5. Используя теоретические сведения, напишите синквейны на темы «Литература», «Поэзия «серебряного века» (10 баллов).
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой
строчке, обычно существительное.
Например,
Весна. Яркая и тёплая Украсила, пришла, растопила. Дарит людям надежду, мечту.
Радость.
Учитель.
Творческий, добрый
Учит, воспитывает и опекает.
Мне нравится работа учителя.
Наставник.

Синквейны «Литература», «Поэзия серебряного века».

«Литература. Богатейшая и необходимая. Учит, утешает, помогает. Приносит знания, мудрость, эмоции. Опыт.»

«Поэзия серебряного века. Прекрасная и загадочная. Обогащает, увлекает, очаровывает. Раскрывает красоту, загадочность, талант. Вечность.»

5 Напишите сочинение на одну из предложенных тем по роману «Преступление и наказание» (20 баллов)