2 Анализ эффективности инновационной политики Московской области
2.1 Общая характеристика и анализ экономического потенциала Московской области

Московская область расположена в центре европейской части России в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы.
Площадь территории 45,8 тысячи квадратных километров. Численность населения 17,08 миллиона человек (в том числе городское население – 15,67 миллиона человек).
Московская область занимает выгодное географическое положение. На севере и северо-западе она граничит с Тверской областью, на западе – со Смоленской областью, на северо-востоке – с Ярославской областью, на востоке – с Владимирской областью, на юго-востоке – с Рязанской областью, на юге – с Тульской областью, на юго-западе – с Калужской областью. Отличительной особенностью Московской области является наличие в границах ее территории города Москвы – столицы Российской Федерации.
Через Московскую область проходят и обслуживаются ею практически все основные транспортные перевозки России, обеспечивающие связь субъектов Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем.
Московская область — один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации.
По численности проживающего на его территории населения Московская область занимает второе место среди регионов России.
В 90-е годы Московская область столкнулась с теми же проблемами, что и Российская Федерация в целом: падение объемов производства во всех отраслях экономики и значительное снижение уровня жизни населения.
Благодаря совместным и целенаправленным действиям законодательных и исполнительных органов государственной власти Московской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области удалось консолидировать усилия государственных и негосударственных структур по выведению Московской области из кризисного состояния, стимулировать рост экономики и вывести Московскую область на ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации.
С 2000 года начался устойчивый рост показателей социально-экономического развития Московской области.
По объему валового регионального продукта (далее — ВРП) Московская область занимает 2 место в Центральном федеральном округе и 3 место в Российской Федерации, уступая лишь г. Москве и Тюменской области.
По сравнению с 2014 годом этот показатель вырос в 1,2 раза и превысит в 2015 году 1,8 триллиона рублей (оценка). Несмотря на кризис, в 2015 году прирост ВРП Московской области составит, по оценке, 5 процентов к уровню 2013 года.
В условиях финансово-экономического кризиса в 2014 году объем ВРП по отношению к уровню 2013 года сократился на 9,6 процента.
Снижение ВРП в этот период было обусловлено падением внутреннего спроса в результате спада промышленного производства, сокращения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, а также значительного сокращения торговли. В структуре ВРП эти составляющие имеют доминирующее значение.
По производству ВРП на душу населения Московская область поднялась среди регионов России с 24 места в 2014 году на 15 место в 2015 году (оценка).
Темпы роста ВРП в сопоставимых ценах составляли: в 2011 году – 108,7 процента, в 2012 году – 110,5 процента, в 2013 году – 108,2 процента, в 2014 году – 90,4 процента, в 2015 году – 105,0 процента.
В настоящее время, наиболее значимое влияние на рост ВРП оказывают обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, транспорт и связь, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Вместе с тем, факторами, тормозящими развитие экономики Московской области в 2012-2014 годах, являлись:
рост количества убыточных организаций;
дисбаланс оплаты труда по видам экономической деятельности;
недостаточная восприимчивость организаций к использованию передовых технологий.
За 2012-2014 годы доля убыточных крупных и средних организаций Московской области выросла с 23,6 процента в 2012 году до 24,8 процента в 2014 году.
Фактором, сдерживающим инвестиции инновационного и трудозамещающего характера, а также ограничивающим возможности личного потребления и, как следствие, стабильного роста совокупного спроса в региональной экономике является резкая дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности, в особенности по видам экономической деятельности, имеющими значительную долю в экономике региона.
Так, разница в оплате труда по видам экономической деятельности при средней заработной плате работников в декабре 2014 года в Московской области– 32 175,6 тысячи рублей, составила от 16 712,9 тысячи рублей в текстильном и швейном производстве до 75 159,4 тысячи рублей в финансовой деятельности.
Наибольший удельный вес в поступлении платежей в бюджетную систему в общем объеме поступлений занимают:
обрабатывающие производства (24,7 процента), в первую очередь производство пищевых продуктов, включая напитки (9,9 процента);
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,9 процента);
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (14,3 процента);
транспорт и связь (10,3 процента);
строительство (6,1 процента);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды (6,0 процента).
Указанные виды деятельности также имеют наибольшие значения поступивших налоговых платежей в бюджетную систему на одного работающего и являются значимыми источниками доходной части бюджета Московской области.
В обрабатывающих производствах за период 2012-2014 годов положительную динамику в росте оборота и поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации сохранили: производство пищевых продуктов, включая напитки; производство машин и оборудования; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; химическое производство; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
В обрабатывающих производствах удельный вес этих видов деятельности в обороте и поступлений налогов в бюджетную систему составляет более 50 процентов.
За период 2012-2014 годов положительную динамику в росте оборота сохранили оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, научные исследования и разработки.
Объем инвестиций в 2014 году по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, по видам экономической деятельности обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство составил 188,8 миллиарда рублей (90 процентов от общего объема инвестиций).
Планируется реализация на территории Московской области крупных инвестиционных проектов по созданию промышленных округов, логистических парков, кластеров различного типа в сферах транспорта и связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, химического производства, розничной торговли, гостиничного и туристического бизнеса.
Значимость для региональной экономики таких видов деятельности, как обрабатывающие производства; оптовая и розничная торговля; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; транспорт и связь; строительство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды в последующие годы сохранится.
Перспективными направлениями развития экономики Московской области являются такие виды деятельности, как производство машин и оборудования; производство пищевых продуктов; научные исследования и разработки, а также развитие въездного и внутреннего туризма в Московской области.
Использование природно-климатических ресурсов и исторических достопримечательностей для развития въездного и внутреннего туризма позволит дополнительно получить валовую добавленную стоимость по видам деятельности связанным с туристическим обслуживанием, таких как: гостиницы и рестораны, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, транспорт и связь, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, розничная торговля, деятельность туристических агентств, деятельность по организации отдыха и развлечений.

Вместе с тем, необходимым для экономики Московской области является развитие видов экономической деятельности, снизивших в настоящее время темпы развития, но при этом имеющих значительную долю поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации, таких как: производство прочих неметаллических минеральных продуктов (6,5 процента в общем объеме поступлений в обрабатывающие производства) и электрооборудования, электронного и оптического оборудования (6,4 процента).
Реструктуризация хозяйственного комплекса области позволит уменьшить его зависимость от меняющейся конъюнктуры рынка, снизить долю убыточных организаций и дифференциацию оплаты труда по отдельным видам экономической деятельности, увеличить долю инновационно-ориентированных организаций.

2.2 Анализ основных направлений инновационной политики Московской области

Развитие инновационной экономики для России крайне актуально. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации одной из основополагающих инновационных территорий призван стать регион и его муниципальные образования. Именно на них ложится основное бремя по созданию благоприятного инновационного климата для развития бизнеса и повышению эффективности инновационной деятельности.
Действительно, в настоящее время для большинства регионов инновационное развитие территории стало ключевым составным элементом его программы и стратегии социально-экономического развития. Более того, во всех регионах и муниципальных образованиях стали активно создаваться субъекты инновационной инфраструктуры — бизнес-инкубаторы, технопарки, особые экономические зоны, малые предприятия при университетах. Как правило, в регионах применяются одни и те же методы поддержки инновационной деятельности. Вполне обычной оказалась и ситуация, когда отсутствует система связей и кооперации между различными уровнями государственной власти, научно-образовательным комплексом, бизнесом и элементами, представляющими инфраструктуру инновационной деятельности. Вполне естественно, что эффект от такой политики не дал ожидаемых результатов.
Наличие широкого разнообразия регионов Российской Федерации, значительно отличающихся друг от друга географическими, социально-экономическими, научно-техническими, инфраструктурными и иными условиями, диктует невозможность достижения целей развития территории при абсолютном заимствовании опыта одних регионов другими регионами.
Управление инновационной деятельностью конкретного региона должно исходить из его местных особенностей, состояния инфраструктуры, институциональной и инновационной системы, конкурентных преимуществ и стратегических возможностей.
Регион Московской области — это регион, который обладает высокоразвитым человеческим и научным потенциалом. Не смотря на высокий потенциал в сфере развития инновационной деятельности в регионе, уровень его развития не достаточно высокий с точки зрения требований современной мировой экономики.
Автором был проведен анализ фактических материалов по исследуемому объекту, в том числе: Среднесрочная программа социально-экономического развития Московской области до 2020 года, Отчет о реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2015 года и иные документы, а также анализ эмпирических данных, в том числе данных официальной статистики социально-экономической и инновационной сферы региона, произведен анализ инновационной сферы, выявлены основные ограничения и возможности в инновационном развитии.
Инновационная политика Московской области реализуется Правительством Московской области и Министерством инвестиций и инноваций региона на основе политики Российской Федерации в области развития инновационной системы.
Как субъект Российской Федерации подвержен значительному влиянию со стороны макросреды. Регион активно участвует в федеральных программах по развитию инновационного сектора экономики. Значительная часть потенциала региона идет на удовлетворение федеральных потребностей, оставляя «в тени» региональные приоритеты.
В регионе принято достаточно много нормативно-правовых документов, направленных на развитие инновационного сектора экономики, тем не менее, в регионе не разработана стратегия и программа инновационного развития, призванной увязать между собой комплекс действующих в различных направлений мероприятий и согласовать действия всех участников инновационного процесса
С другой стороны, помимо нормативно-правового обеспечения, для практического воплощения целей региона необходима система генерации, накопления и распространения знаний, представляющей собой региональную инновационную систему. Регион характеризуется активной позицией и по развитию инновационной инфраструктуры. В регионе наблюдается разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры, которые с каждым годом увеличиваются. Вместе с тем было отмечено, что на территории располагаются различные по статусу субъекты научно-технической и инновационной сферы, полномочия, по разработки, управлению и дальнейшей поддержки отнесены к различным уровням правительства и различных министерств. Субъекты инновационной сферы данного региона имеют сложную разветвленную сеть взаимоотношений, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. Участники инновационного процесса ориентированы на различные цели: власть, научное сообщество и бизнес-структуры не имеют единого направления действий и не интегрированы в единую систему. Действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп и работает недостаточно эффективно. Таким образом развивающиеся инновационные структуры вынуждены подстраиваться под существующую организационно-экономическую базу, взаимодействовать с участниками, имеющих иные интересы.
Следствием отсутствия комплексности в инновационной сфере региона, является значительной отклонение от желаемых результатов. Данное положение можно проиллюстрировать на примере итогов реализации Среднесрочной программы социально экономического развития Московской области до 2015 года, в результате которой не были достигнуты отдельные показатели по развитию инновационной деятельности. Более того, анализ динамики статистических показателей инновационной деятельности с 2012 по 2014 год показал, что предприятиями реализуется незначительное количество инноваций.
Результаты анализа иллюстрируют тот факт, что инновационное развитие региона не может сводиться лишь к механическому вложению в субъекты инфраструктуры, увеличению количества научных исследований, для этого нужна стратегия, направленная на интеграцию всех участников инновационного процесса и создание благоприятного пространства. Эффективное управление инновационной деятельностью невозможно без установления доверительных отношений между участниками инновационного процесса, обеспечения взаимосвязи и взаимодействия комплекса различных субъектов, коллективных действий и учебных процессов между различными субъектами.
В этой связи были выделены основные проблемы и предложения по управлению инновационной деятельностью региона.
1. Отсутствие стратегического видения в инновационном развитии региона: Региону нужно, прежде всего, разработать концепцию инновационного развития – общее видение будущего региона. Исходя из конкурентных преимуществ региона, Московской области целесообразно выбрать такую модель поведения как learningregion («обучающийся регион»). Задача органов власти в рамках данной концепции заключается в разработки правил, норм, законов необходимых для обеспечения взаимодействия, возможности рыночного обмена знаниями между лицами и организациями.
2. Отсутствие комплексной, единой схемы управления инновационным развитием региона: Учитывая разнообразие применяемых инструментов, в регионе целесообразно выбрать модель поведения, обозначенную ОЭСР как «smartpolicymix»- умное сочетание инструментов. Политика сочетания исходит из ожидаемых результатов, а не из внутренних механизмов и инструментов. Таким образом, для реализации успешной инновационной политики Московской области необходимо не просто обеспечение качества проектирования и осуществления каждого мероприятия индивидуально, но и достижение синергетического эффекта от системы проводимых мероприятий в регионе.

2.3 Оценка эффективности государственной инновационной политики Московской области
(что здесь не так)помечено красным
mariyasergeeva1972@mail.ru

Эффективность инновационной деятельности определяется ее вкладом в экономический рост региона. Как известно, на региональном уровне основным показателем, позволяющим судить об экономическом развитии региона, является валовой региональный продукт (ВРП). Определение источников экономического роста региона позволяет выявить те факторы, которые обуславливают рост ВРП, не влияют на него или даже оказывают отрицательное воздействие. Воспользуемся неоклассической моделью роста Р. Солоу, для выявления источников экономического роста. Согласно данной модели, в качестве основных источников роста выступают три переменные: труд, капитал и уровень развития технологии. В качестве факторов производства выступают затраты на капитал и труд. Часть темпа прироста выпуска, которая не изменяется под влиянием выше указанных факторов, называется «остатком» Р. Солоу и характеризует неидентифицируемый фактор производства, которому можно отнести уровень технологического развития [1]. Проведем анализ на основе статистических данных в текущих ценах источников роста Московской области с 2004 по 2014 год на основе факторной модели роста Солоу. Результаты анализа (табл. 2.1) показали, что экстенсивные факторы играют ключевую роль в росте экономики региона. Действительно, рост ВРП с 2004 по 2014 год был обусловлен использованием основных фондов, которое позволилопреодолеть отрицательное воздействие остатка Солоу: ∆YY=-2.33+2.34∆KK+0.2∆LL( (1)
где
Y,ΔY – выпуск продукции и ее прирост соответственно; K,ΔK– капитал и его прирост соответственно;L,ΔL – труд и его прирост соответственно. Влияние интенсивного фактора в период с 2009 по 2014 год в Московской области не было выявлено. Однако в таких развитых странах как США рост ВРП достигается преимущественно за счет темпов технического прогресса. В дальнейшем в связи с истощением ресурсов, рост возможен лишь при наличии подавляющей инновационной составляющей. Для подтверждения полученных результатов, автором была проанализирована динамика инновационной деятельности в регионе [2].
Число созданных передовых технологий. Начиная с 2007 года, увеличивалось количество созданных передовых технологий. Лишь в 2012 году отмечается значительное снижение данного показателя, что связано с финансово-экономическим кризисом (рис. 2.1). В целом за 10 лет темп прироста составил 60%.рекомендуют провести тренд, что говорить под графикамим? он будет в презентации

Рисунок 2.1 – Динамика созданных передовых технологий
Число используемых передовых технологий. С 2004 по 2010 год, отмечалось постоянное увеличение числа используемых передовых технологий. С 2010 года данный показатель снижался, а затем, с 2012 года, стал восстанавливаться (рис. 2.2). В целом за 10 лет темп прироста составил 124%.

Рисунок 2.2 – Динамика используемых передовых технологий
Таблица 2.1 — Факторный анализ модели Солоу для Московской области (в текущих ценах, млн. рублей)
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 За период 2009-2014 Значимость факторов
ВРП 708062,1 934328,9 1295649,9 1645753 1530623 1796535 7202889,8
Изменение ВВП — 226266,8 361321 350103,1 -115130 265912 1088472,9
Y/Y — 0,31956 0,386717 0,27021 -0,06996 0,17373 1,5372563
Основные фонды (на конец года; полная учетная стоимость) 1762773 2143837 2932730 3459831 3939219 4442527 16918144 2,3
Изменение основных фондов — 381064 788893 527101 479388 503308 267954
К/К — 0,216173 0,3679818 0,17973 0,138558 0,12777 1,52019233
Доля в росте ВВП (К/К)/( Y/Y) — 2,294521 2,2635204 2,102278 2,573605 2,47283 2,34879951
Вклад капитала — 0,49601 0,832934 0,37784 0,35659 0,31595 3,570627
Фонд оплаты труда 141121 179954 241112 303881 315013 357326 1397286 0,19
Продолжение таблицы 2.1
Изменение оплаты труда — 38833 61158 62769 11132 42313 216205
L/Д
— 0,275175 0,3398535 0,260331 0,036633 0,13432 1,53205405
Доля в росте ВВП — 0,192602 0,1860935 0,184646 0,205807 0,1989 0,19398964
Вклад труда — 0,053 0,063245 0,04807 0,00754 0,02672 0,2972026
А/А — -0,22945508 -0,5094617 -0,15569827 -0,43408921 -0,168938 -2,33057335 –1,51606

Инновационная активность организаций. В целом за 10 лет наблюдается снижение инновационной активности предприятий в регионе (рис. 2.3). Действительно, в Московской области низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию передовых технологий. Причины — отсутствие достаточных финансовых средств на развитие, высокий экономический риск, долгий срок окупаемости нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты.

Рисунок 2.3 – Динамика инновационной активности организаций
Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, создание новых и совершенствование действующих видов продукции. С 2000 по 2008 год объем инновационных товаров, работ и услуг увеличивался. В 2009 году наблюдается сокращение данного показателя, что связано с финансово-экономическим кризисом (рис. 2.4).

Рисунок 2.4 – Объем инновационных товаров и работ, млн. руб.
В целом за 10 лет данный показатель увеличился в 12 раз. Несмотря на значительное увеличение объема инновационных товаров, работ и услуг, их доля в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг остается весьма низкой. За последние десять лет данный показатель увеличился лишь на 5% (рис. 2.5).

Рисунок 2.5 – Объем инновационных товаров, работ, услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг
Сокращение доли отгрузки инновационной продукции, наблюдаемое в последние два года, произошло за счет увеличения объемов производимой не инновационной продукции.
Далее на основе объективных данных статистики был произведен анализ качественной характеристики инновационной деятельности в регионе.
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации, 2010 г., в % (рис. 2.6).

Рисунок 2.6 – Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации
Как видно из диаграммы, предприятия Московской области преимущественно занимаются разработкой, внедрением новых либо усовершенствованных производственных технологий, что, в свою очередь, позволяет повысить экономическую эффективность производства региона. Наиболее характерные организационные изменения для предприятий Московской области связаны с применением современных систем контроля качества и сертификации товаров, работ и услуг, реализацией мер по развитию персонала, внедрением современных методов управления на основе информационных технологий.
Удельный вес организаций, осуществляющих отдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации, 2014 г., в % (рис. 2.7). Актуальность данного вида инновационной деятельности связана с обновлением производственного оборудования.

Рисунок 2.7 – Удельный вес организаций, осуществляющих отдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществляющие технологические инновации, 2014 г., в %
Интенсификации инновационных процессов, кроме собственных технологических разработок, во многом способствует технологический обмен. Наиболее распространенными формами приобретения и передачи новых технологий, характерными для организаций большинства видов экономической деятельности, являлась покупка оборудования и объектов интеллектуальной собственности (права на патенты, лицензии на использование изобретений).
Затраты на технологические инновации по источникам финансирования, 2014 г., в % (рис. 2.8). Основным источником финансирования инновационной деятельности является самофинансирование. В число источников финансирования технологических инноваций на 2014 год полностью отсутствует финансы венчурных фондов, и практически отсутствуют средства, привлекаемые из внебюджетных фондов. Итак, анализ динамики с 2004 по 2014 год и качественных индикаторов инновационной деятельности в Московской области показал, что в течение 10 лет существенных изменений в инновационном развитии региона не было, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ. Рассмотрим действующую сегодня модель управления инновационным развитием региона. Инновационная политика Московской области реализуется Правительством Московской области на основе политики Российской Федерации в области развития инновационной системы и Стратегии социально-экономического развития Московской области.

Рисунок 2.8 – Затраты на технологические инновации по источникам финансирования, в %

Для координации научно-технической и инновационной деятельности образованы Московский областной совет по научно-технической и инновационной политике при Губернаторе Московской области и рабочая группа по сотрудничеству между Правительством Московской области и Российской академией наук. Заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Московской области и Российской академией наук, основными целями которого являются формирование и развитие регионального сегмента национальной инновационной системы на базе научно-технического и инновационного потенциалов РАН и Московской области; организация и осуществление научной и научно-технической деятельности научными центрами РАН, расположенными на территории Московской области, в интересах социально-экономического развития Московской области.
С точки зрения нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, в регионе 13 мая 2012 года принят Закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области» [3].
Также 3 февраля 2011 года постановлением Московской областной Думы был принят Закон Московской области «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области». Значимым для развития экономики Московской области является принятие следующих нормативно-правовых актов.
Закон Московской области «О промышленных округах в Московской области», которым законодательно определены правовые, организационные и экономические условия создания и функционирования промышленных округов на территории региона, что способствуют созданию и распространению инноваций.
Система показателей оценки инновационной деятельности, основная часть показателей была включена в «Систему показателей социально-экономического развития Московской области», установленную постановлением Губернатора Московской области для разработки прогноза развития инновационной сферы.
В целях налогового стимулирования инновационной деятельности Законом Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» установлены налоговые льготы резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы.
Постановлением Правительства Московской области утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2015-2018 годы». Приоритетной сферой определено малое инновационное предпринимательство.
В Московской области действует закон «О Московских областных грантах», направленный на реализацию особо значимых для области научно-технических и инновационных проектов.
Основным документом, регулирующим вопросы инновационной политики в регионе, является Программа социально-экономического развития. Согласно ей, развитие инновационной деятельности в регионе должно обеспечиваться благодаря следующим мерам органов власти:
разработка нормативной правовой базы инновационной деятельности в Московской области;
разработка механизмов ресурсной поддержки инновационной деятельности, в том числе механизмов создания фондов венчурного финансирования;
формирование благоприятной среды для инновационной деятельности, привлекательной для инвестиций в научную и производственную сферу экономики;
создание институтов поддержки инновационной деятельности, формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, способствующей коммерциализации результатов исследований и разработок, их использованию в производстве инновационной и наукоемкой продукции;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению производства новой или усовершенствованной продукции в рамках мероприятий областных целевых программ;
предоставление грантов Московской области для финансирования создания объектов интеллектуальной собственности и внедрения результатов научно-исследовательских работ в производство;
размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности.
В 2014 году были подведены итоги реализации Среднесрочной программы социально экономического развития Московской области до 2014 года [4].
В ходе реализации программы не были достигнуты отдельные показатели программы по развитию инновационной деятельности, по увеличению производства инновационной и наукоемкой продукции (рис. 2.9, 2.10).
Это говорит о неэффективности проведенной политики и управления в инновационной сфере. В Московской области отмечается отсутствие единой инновационной политики. В регионе не приняты Программа и Стратегия инновационного развития Московской области, где была бы обозначена цель инновационного развития, задачи, направленные на достижение поставленной цели и описаны инструменты, механизмы поддержки по основным направлениям развития инновационной деятельности в регионе. Отмечается отсутствие комплексного инновационного развития территории. Многие эксперты связывают развитие инновационной деятельности в регионе по большей степени лишь с проектом «Сколково», на который воздвигнуты большие надежды.

Рисунок 2.9 – Количество инновационно активных предприятий в 2014 году, по плану и фактически
Для практического воплощения целей региона в инновационной сфере необходима система генерации, накопления и распространения знаний. Региональная инновационная система, являясь, с одной стороны, элементом социально-экономической системы региона, позволяет учесть особенности развития региона во всех сферах общественной жизни, элементы инновационного потенциала, с другой стороны, являясь частью национальной инновационной системы, обеспечивает инновационное развитие региона согласно общероссийскому вектору.

Рисунок 2.10 – Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, в %

Одной из важнейших задач при формировании инновационной системы является развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в регионе. Swot-анализ региональной инновационной системы Московской области позволил определить причины эффективной или неэффективной работы системы, на основании которой и был сделан вывод о том, в каком направлении региону следует развивать свою инновационную систему (табл. 2.2).
Далее была установлена связь между слабыми и сильными сторонами системы и его возможностями и угрозами в форме матрицы SWOT. На пересечении разделов образуется четыре поля: «СИВ» — сила и возможности, «СИУ» — сила и угрозы, «СЛВ» — слабость и возможность, «СЛУ» — слабость и угрозы. На основании Swot-матрицы была выявлена стратегия инновационного развития региона (табл. 2.3).

Таблица 2.2 — Swot-анализ региональной инновационной системы Московской области
Сильные стороны
Развитый научно-производственный комплекс.
Концентрация наукоградов в регионе.
Разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры.
Развитый кадровый потенциал — высокий уровень образования населения.
Развитая информационная инфраструктура.
Программа создания промышленных округов.
Установлены налоговые льготы резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов.
Программа поддержки малых инновационных предприятий.
Наличие инновационных разработок.
Развитая страховая сфера.
Развитый фондовый рынок.
Высокий инвестиционный потенциал

Возможности
Создание оптимальной структуры экономики с преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг.
Переориентация научно-производственного комплекса на инновационный путь развития.
Активизация взаимодействия научного сектора, государства и бизнеса.
Формирование точек инновационного роста, на основе них — кластеров инновационного развития .
Рост инновационной деятельности малых и средних предприятий Московской области.
Координация, развитие всех субъектов инновационной инфраструктуры для достижения успеха в инновационном развитии региона.
Осуществление подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.
Создание законодательных, организационных, экономических и иных условий, необходимых для формирования системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и введения в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности — в целом для развития инновационной деятельности
Слабые стороны
Относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне.
Недостаточно проработанное нормативно-правовое обеспечение инновационной системы.
Недостаток персонала требуемой квалификации.
Неразвиты механизмы создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры.
Низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию технологий.
Устаревший парк производственного оборудования.
Недостаточный уровень государственного финансирования.
Низкий уровень государственно-частного партнерства.
Недостаточный уровень развития венчурного финансирования.
10.Низкая доля поддержки более позднихпроцессов инновационного развития Угрозы
Возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне.
Снижение конкурентоспособности научного сектора.
Повышение зависимости от иностранных технологий.
Экстенсивное развитие экономики региона.
Низкий уровень модернизации и технического перевооружения действующих производств.
Отсутствие роста инновационно активных предприятий

Таблица 2.3 – Стратегия инновационного развития региона
Поле «СИВ»
Для развития возможностей региона ему следует использовать свои сильные стороны.
Для создания оптимальной структуры экономики с преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг необходимо, прежде всего, использовать следующие сильные стороны:
– развитый научно-производственный комплекс;
– разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры;
– развитый кадровый потенциал – высокий уровень образования населения;
– развитая информационная инфраструктура;
– установление налоговых льгот резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов;
– программа поддержки малых инновационных предприятий;
– наличие инновационных разработок;
– развитая страховая сфера;
– развитый фондовый рынок Поле «СИУ»
Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в системе слабости.
Так, создание законодательных, организационных, экономических и иных условий, необходимых для формирования системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и введения в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности позволит:
– ликвидировать недостаточно проработанное нормативно-правовое обеспечение инновационной системы;
– избежать отсутствия развития механизмов
создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры;
– повысить восприимчивость предприятий к
использованию технологий;
– низкий уровень государственно-частного
партнерства;
– недостаточный уровень развития венчурного финансирования;
– низкая доля поддержки более поздних процессов инновационного развития
Поле «СЛВ»
Регион должен вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ему как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Так, для предотвращения угрозы отсутствия роста инновационно-активных предприятий необходимо ликвидировать такие слабые факторы как:
– недостаточно проработанное нормативно-правовое обеспечение инновационной системы;
– недостаток персонала требуемой квалификации;
– отсутствие развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры;
– недостаток персонала требуемой квалификации;
– отсутствие развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры;
– низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию технологий;
– недостаточный уровень государственного финансирования;
– низкий уровень государственно-частного партнерства;
– недостаточный уровень развития венчурного финансирования;
– низкая доля поддержки более поздних процессов инновационного развития Поле «СЛУ»
Стратегия должна предполагать использование силы системы для устранения угрозы.
Так, для устранения угрозы развития региона
по экстенсивному пути в дальнейшем необходимо использовать следующие сильные стороны:
– развитый научно-производственный комплекс;
– разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры;
– развитая информационная инфраструктура;
– программа создания промышленных округов;
– установление налоговых льгот резидентам
технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов;
– программа поддержки малых инновационных предприятий;
– наличие инновационных разработок;
– развитая страховая сфера;
– развитый фондовый рынок

Pest-анализ показал, что в макросреде системы практически равным образом распределены отрицательные и положительные факторы. Pest-анализ позволил сделать вывод, что в макросреде наиболее благоприятными являются социальные и научные факторы. Конкурентными преимуществами макрорегиона являются экономическая и социальная освоенность территории, экономико-географическое положение, мощная научно-интеллектуальная база, диверсифицированная экономика, близость к крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи, высокий уровень жизни и миграционная притягательность.
Уровень технологического развития удовлетворителен, однако, в настоящее время вклад России и округа в процесс модернизации экономики связан в основном с применением заимствованных технологий. Отрицательные факторы связаны, прежде всего, с экономической ситуацией в России и ЦФО. Значительное влияние оказывают и политические, юридические факторы. Одной из угроз развития Подмосковья является проект расширения города федерального значения Москва, согласно которому территория инновационного центра «Сколково» и наукограда Троицк в скором будущем присоединится к Москве.
При этом органы власти Московской области не учитывают следующие факторы, препятствующие инновационному развитию в регионе, а именно, отсутствуют — единая система управления инновационным развитием в регионе; комплексное развитие территории (возложение надежд на уже развитые инновационные центры); нет учета влияния внешних факторов при построении стратегии инновационного развития региона; различные организации, ориентированные на экономическое развитие области, не работают как интегрированная инфраструктура, отсутствие у власти, бизнес-структур и научного сообщества единой стратегии перевода региональной экономики на инновационный путь развития; действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп и работает недостаточно эффективно; отсутствуют до сих пор отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций; недостаточно квалифицированных кадров для работы в области коммерциализации научных разработок и трансфера технологий, у руководителей и менеджеров научных и других организаций отсутствуют специальные знания и опыт в данной сфере; недостаточно разработаны механизмы развития инновационной деятельности в регионе, развивающиеся инновационные структуры вынуждены подстраиваться под существующую нормативно-правовую и организационно-экономическую базу, недостаточно стимулирующую инновационные процессы.
Итак, подведем итог. Инновационная политика Московской области реализуется Правительством Московской области на основе политики Российской Федерации в области развития инновационной системы и Стратегии социально-экономического развития Московской области. Для координации научно-технической и инновационной деятельности образованы Московский областной совет по научно-технической и инновационной политике при Губернаторе Московской области и рабочая группа по сотрудничеству между Правительством Московской области и Российской академией наук. Московская область обладает серьезным стартовым потенциалом для развития инновационной деятельности в регионе. Конкурентным преимуществом Московской области является наличие научно-образовательного комплекса, способного обеспечить разработку и внедрение современных технологий. Регион восприимчив и готов к внедрению технологий и инноваций. Тем не менее, уровень инновационной активности в регионе недостаточен с точки зрения требований современной экономики. Анализ динамики инновационной деятельности в Московской области с 2004 по 2014 год подтвердил данное утверждение. В течение 10 лет существенных изменений в инновационном развитии региона не было, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ. Экстенсивные факторы играют ключевую роль в росте экономики региона. Факторный анализ Р. Солоу показал, что рост ВРП с 2010 по 2014 год был обусловлен преимущественно использованием основных фондов. Отсутствие высокого уровня инновационного развития в Московской области связано, прежде всего, с недостаточно эффективным управлением инновационной деятельности.

2 Анализ эффективности инновационной политики Московской области 2