1.Специфически черты постклассической философии.
Повсеместная переоценка ценностей происходит в самом начале 20 века, меняется и главная парадигма философии. Популярный в 19 веке идеализм подвергается жесткой критике, ставится под сомнение возвышение духа над разумом. Философы утверждают, что с помощью парадигмы идеализма невозможно раскрыть и исследовать принципы и закономерности жизни общества и природы.
Постклассическая философия предполагает безграничную веру в человеческий разум и социально-научный прогресс. Философы, придерживающиеся данного философского течения, считают, что господство человека над природой возможно при установлении всеобщих законов.
Философия Нового времени отказывается от общепринятого ранее деления всех школ философии на материалистские и идеалистские. Рационализм больше не признается единственным верным способом развития философской мысли.
Существуют у постклассической философии специфические черты. Самая главная – плюрализм в мышлении, все концепции и направленно развиваются одинаково. Это и материализм с идеализмом, и рационализм с иррационализмом, атеизм, сциентистская и религиозная философия. Плюрализм развивается настолько, что признается познание мира с помощью различных форм познания.
Следующая особенность – изучение новых объектов реального мира. Это привело к образованию новых направлений в философии. Например, философии культуры или философии политики. Философия стала толерантнее. Школы не вступают в научную борьбу друг с другом, появляется диалог между ними.
Современная философия стала антропоцентричной, человек находится в центре любой идеи. Философы размышляют над смыслом человеческой жизни, степенью его свободы. Остро встает вопрос кризис человека и истории.
В постклассической философии существовало два основных направления. Первое из них – сциентизм. Это концепция абсолютизирует науку и ее роль в культуре человечества. За науку сциенисты принимают естественные и точные науки. Проявляется данная концепция с различной степенью идейности: от подражания наукам до абсолютизации естествознания (неопозитивизм).
Основные направления сциентизма – материализм Фейербаха, неокантианство, диалектический материализм, позитивизм.
Антропологический материализм Фейербаха предполагает очень жесткую критику идеализму. Возник он в середине 19 века. Отличительная черта философии Фейербаха – критика христианства, в центр встает человек как биологическое существо. Фейербах высказывает догадки о природе познания и сознания в своей теории. Любая религия рассматривается как продукт фантазии. Вместо любви к Богу человек должен любить себе подобных. Познание мира совершается исключительно чувственным путем. Материализм Фейербаха ставит главными целями человечества стремление к счастью, здоровый эгоизм, любовь к жизни.
Неокантианство родилось в конце 19 века, оно несет в себе переосмысленные идеи Канта. Бытие, пространство и время рассматриваются как категории логического мышления. Действительность – как порождение научных понятий. Неокантионство вводит понятие этического социализма – постоянного движения к социалистическому идеалу.
Диалектический материализм – учение Гегеля. Это направление стало основой марксизма. Данная школа утверждает, что материя первична относительно сознания, также она постоянно развивается. Сознание человека – лишь отражение материи.
Второе основное направление постклассической философии – «философия жизни» Шопенгауэра и Ницше. Основа данного течения – работы Шопенгауэра о воле к жизни – волюнтаризме. Все, что существует в мире – проявления жизни, первичной основы бытия. Жизнь пронизывает все существующее, однако, разумом она не может быть постигнута. Традиционная научность подвергается критике, познание совершается через интуицию, чувства. Идея социального прогресса отрицается.

2.Сознание, самосознание и бессознательное.
Сознанием называют психическую жизнь человека, которая выражается в том, как он переживает события внешнего мира. Данное понятие используется в широком спектре сфер жизни человека. Оно включает в себя мысли людей, их восприятие мира, воображение. Иногда сознание – тип ментального состояния человека, иногда – состояние бодрствования и ответная реакция на действия других людей.
Сознание имеет сложную структуру. В нее входят несколько основных блоков. Первый – информация о себе, о мире, человек получает ее через органы чувств. Второй блок – это мышление, с помощью которого человек также получает информацию о мире. Третье – это эмоциональные переживания, такие как страх, радость. И последние блок – мораль, мотивы, ценности.
Над человеческим сознанием существует еще одна надстройка – самосознание. Данное понятие содержит в себе осознание самого себя и личную оценку собственного Я (самооценку). Эта оценка – ядро личности любого человека, она сильно влияет на его поведение. Расхождение между самооценкой и реальными возможностями заставляет человека вести себя неадекватно.
Еще одна надстройка над сознанием – бессознательное. В него входят инстинкты человека, его неосознанные желания, импульсы. В существовании подобных категорий люди зачастую не отдают себе отчета, однако, это не значит, что в них не присутствует бессознательное.
Понятие бессознательного ввел Зигмунд Фрейд в 20 веке. Первооткрыватель психоанализа в своих работах доказал, что бессознательное имеет серьезное влияние на жизни людей. После Фрейда множество ученых использовали это понятие в своих работах.

«Если платить добром за зло, чем же тогда платить за добро?» (Конфуций)

Добро – понятие морали, этическая категория. Понятие «добро» приравнивается к положительным нравственным ценностям. Добро в современном понятии – противоположность злу. Именно это противостояние подразумевается в первой части вопроса Конфуция.
Для понимания смысла вопроса необходимо вспомнить, кто такой Конфуций. Он – родоначальник этико-политического учения, которое зародилось в Древнем Китае. Конфуцианство призывает к соблюдению традиций и определенных принципов в семье и обществе.
Основной принцип политики конфуцианства – гуманность, это высший закон взаимоотношения людей. Гуманность по Конфуцию может быть достигнута самосовершенствованием и совершенствованием норм своего поведения. Естественно, гуманность предполагает под собой доброе отношение к окружающим.
Любые законы морали предполагают отсутствие зла по отношению к окружающим. «Злое» поведение считается аморальным, тем более в конфуцианстве. Отсюда можно сделать первый вывод: за добро нужно расплачиваться точно не злом.
Принцип гуманности конфуцианство предполагает, как и многие другие этические школы, ответ добром на добро. Об этом веками позже говорило и «золотое правило морали». Отсутствие ответа на доброе отношение другого человека не соответствует принципу самосовершенствования или, как его называют в конфуцианстве, этикету. Человек обязан отблагодарить добрые действия, которые кто-то совершил в его сторону.
Все философские и этические школы говорят о том, что отвечать окружающим людям нужно добром. Это правило должно работать вне зависимости о того, что они совершили по отношению к вам.
Почти везде месть считается аморальной. Злом на добро отвечать не советует ни одна школа. Добро же, как категория предполагает «добрые» отношения. Вопрос на ответ Конфуция кажется мне однозначным – на добро нужно отвечать исключительно добром.

1 Специфически черты постклассической философии Повсеместная переоценка ценностей происходит в самом начале 20 века